|
|
|
Здесь приводится информация о лингвистически выделяемых общностях славяно-балтского ареала с пока неуточнённым генетическим местом в нём.
Разделы страницы:
Место именьковцев в балтийско-славянском языковом массиве.
![]() В IV–VII вв. от бассейна р. Ик (левый приток нижней Камы) на востоке до р.Суры на западе и от низовьев рр. Вятка и Кокшага на севере до Самарской луки на юге была распространена именьковская археологическая культура, для которой были характерны развитое земледелие с посевами проса, пшеницы, полбы, ячменя, овса, гороха и ржи в сочетании с домашним скотоводством (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади), укреплённые городища с группирующимися вокруг них селищами с остатками срубных полуземлянок, погребальный обряд – кремация на стороне с последующим погребением останков и сопровождающего инвентаря. Характер, время и район контактирования именьковцев с финно-угорским населением Волго-Камья точно соответствует реконструируемым параметрам контакта неизвестного балто-славянского языка с финно-угорскими языками региона. В связи с существующим в археологии мнением о происхождении создателей именьковской археологической культуры IV-VII веков Среднего Поволжья – Нижнего Прикамья из балто-славянского ареала В. В. Напольских предложил гипотезу о том, что ряд слов в языках народов Волго-Камья и прежде всего в пермских языках происходит из достаточно старого балто-славянского диалекта, которым, судя по времени и характеру этих заимствований вполне мог быть язык создателей именьковской археологической культуры (далее – просто «именьковский язык») [Напольских 1996; Napol’skich 1996]. Поскольку особенности языка-источника этих заимствований указывали на его близость к праславянскому, он был определён как «протославянский». Славянские языковые особенности должны были развиваться в определённой части балто-славянского (макробалтского) языкового ареала задолго до появления славян на границах Византии, и соответствующие изоглоссы могли охватывать не только собственно речь прямых предков славян, но и речь соседствующих с ними балто-славянских (балтских) групп, о языках которых, не оставивших живых языков-потомков, мы не имеем и едва ли будем иметь когда-либо реальные данные. Согласно применяемой в уралистике терминологии [Хелимский 1989: 5; Напольских 1997а: 113] такие диалекты можно было бы называть «параславянскими». Как общий облик этой культуры, так и специфические параллели с пшеворскими и черняховскими древностями приводят археологов к выводу о приходе именьковцев с запада, из Поднепровья, о принадлежности именьковской культуры к кругу постзарубинецких культур Восточной Европы [Матвеева 1981; Седов 1994]. [То есть, именьковцы - это и есть мигрировавшие на Волгу "днепровские балты" (см. нижн).] |
Днепровские балты — балтийские племена, населявшие в древние времена бассейн Днепра между бассейнами Вислы и Волги в эпоху железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Днепровские балты сформировались на финно-угорском субстрате. В летописях сохранилось имя только одного племени днепровских балтов — голядь [галинды]. Они являлись носителями таких археологических культур как тушемлинско-банцеровская, колочинская, мощинская и юхновская.
Гипотетический днепро́вско-о́кский язы́к (восто́чно-перифери́йный балтский, днепро́вско-балти́йский) — один или несколько балтийских языков, реконструируемых по данным топонимики. Занимал район бассейнов верхних Днепра, Десны, верховьев Западной Двины, верхней и средней Оки, Сейма (современные Белоруссия, западная Россия, частично северная Украина).
По религии днепровские балты были язычниками, которые поклонялись столбам с медвежьими головами, которые могут быть связаны с балтославянским культом Велеса-Вяльнаса.
Начиная с VIII века на их территории начали проникать славяне, которые их впоследствии полностью ассимилировали. В верховье Днепра этот процесс был завершён примерно в X веке. Согласно теориям некоторых учёных, балты уходя от славянского давления мигрировали на запад. [Может быть, славяне изначально сформировались именно к востоку от Днепра, например, на Волге, где жили "именьковцы"? А потом, под давлением сарматов сами вытеснили балтов с Днепра на Балтику?]
По другим теориям, днепровские балты кривы (кривичи) медленно славянизировались по языку. О присутствии балтов в бассейне Днепра свидетельствуют многочисленные гидронимы, археологические находки и балтийский субстрат в белорусском языке. Процесс славянизации днепровских балтов занял многие столетия и не закончился не только в X веке, но даже в XX веке в белорусском языке, на котором говорило автохтонное население данной территории, до 30% составляет балтская лексика.
В связи с выявлением позднезарубинецких древностей, свидетельствующих о движении зарубинецких племен из Среднего Поднепровья в северо-восточном направлении, в археологической литературе была сделана попытка рассматривать эти племена не в качестве ранних славян, а как особую балтийскую группировку. Речь идет о мнении В. В. Седова, который полагает, что эта группировка является по происхождению западнобалтийской, совершившей грандиозный поход от южных берегов Балтийского моря в междуречье Днестра и Среднего Днепра и далее на северо-восток, в бассейн Верхней Оки. По В. В. Седову, потомками зарубинецкого населения были не славянские раннесредневековые племена поднепровской группы, а так называемые мощинские племена, жившие в середине I тыс. н. э. по Верхней Оке и ее притокам. Эти племена действительно были балтами, наиболее восточной их группировкой. Об этом свидетельствуют их домостроительство, погребальная обрядность, украшения, в частности вещи, инкрустированные цветной эмалью. Но никаких прямых генетических связей между зарубинецкими племенами и верхнеокскими балтами в археологическом материале не выявляется. Эти были племена различные, хотя и оказавшиеся соседями.
![]() Сарматское вторжение в балт(ославян)ский массив и уничтожение сарматами классической зарубинецкой культуры привели к миграциям зарубинецкого населения на север и соверо-восток, в результате его сложился ряд локальных культур. Зарубинецкое население в основной своей массе бежало на восток — население растекается в разные стороны, спасаясь в Подсенье, на Брянщине, в Посеймье, в верховьях Сулы и Псла, достигает верховьев Дона и, возможно, даже Самарского Поволжья (Щукин 2005: 68). Именно разгром сарматами зарубинецкой культуры (сер. I в. н.э.) и «взрыв» последней на огромном расстоянии от Верхнего Поднестровья до Подесенья, верховий Псла и Северского Донца послужил толчком к миграции балтских племён юхновской и днепро-двинской культур на север и северо-восток, к верховьям Днепра и Волги, в бассейн Западной Двины, на верхнюю Оку и в западную часть Волго-Окского междуречья (Щукин 1994: 237). Автор "Курганной гипотезы" экспансии индоевропейцев М. Гимбутас отмечает, что носители зарубинецких древностей нарушили спокойную жизнь восточных балтов в бассейн Днепра и заняли земли милоградских племён (невры Геродота), расположенные вдоль Припяти, в верховьях Днепра и его притоков, а также заселённые носителями культуры гладкой керамики южные территории (Гимбутас 2004: 111). В результате, на рубеже эр балтские археологические культуры раскинулись от юго-восточной Прибалтики до междуречья Оки и Волги и верховий Десны и Сейма. Им отводится так называемый «четвёртый» мир античной Европы в классификации отечественного археолога М.Б. Щукина. Среди них основные - это культура западнобалтских курганов (позднее - западнобалтская культура), культура штрихованной керамики, милоградская, днепро-двинская (затем она перетекает в средне- и далее - верхнетушемлинскую культуру), юхновская. Четвёртый «мир» не отличается ни изощрённостью форм, ни богатством ассортимента. Это исключительно различные варианты грубо вылепленных вручную слабопрофили-рованных банковидных горшков. Все названные культуры - «горшечные» (Щукин 1994: 21). Все эти культуры располагались в зоне балтской топонимики, откуда делается вывод о том, что говорили их носители на балтских языках: носители западнобалтских курганов - на западнобалтских языках, остальные - восточнобалтских (Щукин 1994: 22). В результате смешения постзарубинецких групп населения (и, возможно, каких-то сарматов) с местными древнеевропейскими и балтскими племенами, родилась основа части будущих восточнославянских племён, говоривших на языках, весьма похожих на среднеевропейские говоры праславян, мигрировавших на лесную зону Европейской равнины в сер. - 2-й пол. I тыс. н.э. Однако, не успела лесная часть Восточно-Еропейской равнины насладиться спокойствием после разгрома зарубинецкой культуры, как вскоре началось новое движение с южного побережья Балтийского моря, получившее название «Готский взрыв». Галинды - одно из тех племён, что участвовало в войнах III - V вв. (в эпоху Великого переселения народов) и перекройке карты тогдашней Европы, а их часть продвинулась от районов юго-восточной Пруссии до северных подступов Карпат и Судетов, а позднее - с везиготами - вплоть до Пиренейского п-ова. Другая часть галиндов ушла на восток, в Поочье, где позднее стала известна, как колды и голядь. |
Взято, в основном, из онлайн библиотеки имени В.Е.Еременко веб-проекта Археология.Ру, раздел Древние племена: Балты.
|