|
|
|
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков
|
Разделы страницы о латышском узоре "Спираль" (BEZGAUTIS) в традиционном народном орнаменте:
Спираль — орнаментальный знак, образованный на графической основе круга. По начертанию он близок концентрическим окружностям.
Э. Брастынып рассматривал спираль наряду с меандром и «бегущей волной» как знак, чуждый латышскому орнаменту и принесенный извне. Однако даже беглый взгляд на балтский археологический материал эпохи бронзы и железного века дает представление о спирали как об одном из распространенных знаков.
Спиралевидные (змеевидные?) браслеты и кольца характерны для всех балтских народов и ливов эпохи бронзы и железа (Таб. XVI, 9, 13). Возможно, спираль выступала в качестве варианта или аналога зигзага. Выгравированный узор спирали встречается на треугольных, лилиевидных и арбалетовидных головках декоративных булавок (Таб. XVI, 1, 2, 5), на завершениях прусских спиралевидных браслетов. Отдельно следует отметить парную спираль (этот знак иногда называют «рога барана»), распространенную до XII в. в кругу северных (скандинавских) культур. С I—V вв. у балтов (в особенности жемайтов) парная спираль известна как подвеска — височное кольцо к женской шапочке и девичьему венку, к спиралевидным кольцам, как форма перстня и как узор на бронзовых сактах (Таб. XVI, 6—13). Ю. Селиранд, исследуя булавки с парноспиральной головкой как украшение головных женских повязок на материковой Эстонии, приходит к выводу, что это, видимо, был оберег замужних женщин, и он был заимствован эстонцами у балтов 153. Аналогичный тип подвесок к цепям, соединяющим фибулы, известен у кельтов Словакии 154.
В орнаменте латышей настоящий знак встречается редко.
Спираль — один из универсальных знаков-символов, известный с эпохи палеолита, появившийся самостоятельно в разных местах и в разное время, поэтому о его семантике может идти речь только в контексте определенной культуры. В ряде случаев спираль тождественна концентрическим окружностям.
Бронзовые спиралевидные браслеты и кольца балтов можнотрактовать как образ змеи: на них иногда прослеживается рисунок, имитирующий текстуру змеиной кожи; встречается завершение браслета или кольца в виде головки и хвоста змеи. Завиток спирали может изображать земную растительность(это особенно отчетливо проявлено на керамике Малой Азии VI тысячелетия до н. э., где изображается четырехугольник —знак земли, из которого растут завитки). В орнаменте Евразии широко распространен мотив пары завитков. Его нередко именуют «рога барана».
По мнению А. Голана, его можно возвести к двум истокам: а) изображению бараньей головы с рогами (соответственно, он связан с представлениями о баране), и б) египетскому и хеттскому символу неба (графически сходный с этим знаком египетский иероглиф означает воображаемую небесную сень на подпорках), причем частным случаем применения этого мотива является ионическая (двухволюгная) капитель.
В орнаменте северокавказских народов известна связь знаков барана и солнца — свастико-спираль. Н. И. Толстой приводит славянскую этимологию знака парной спирали, соединенной внизу петлей (этот знак регулярно встречается на сербских, боснийских, македонских, герцеговинских надгробьях, на болгарских обрядовых короваях), как изображение человеческих глаз, и связывает его с культом предков, а именно с кругом представлений о глазах и «перевернутом» зрении покойников 155.