|
|
|
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков
|
Разделы страницы о латышском узоре "Полумесяц" (MĒNESS) в традиционном народном орнаменте:
Шеврон, расположенный острым концом не вниз или вверх, а в сторону, можно считать основной лексемой этого знака. Главная трудность в идентификации этого знака состоит в том, относить ли к нему весь комплекс известных дуг, полусфер и полукружий. Так, полукружия Е. Бине считал «знаками Диевса». Г. Земитис выделяет некоторые из них как относящиеся к знаку «месяца», и ряд их связывает с такими мотивами, которые другие исследователи выделяют как самостоятельные: «солнечный столб», «жаба», «рачок», «знак Усиня», «знак Юмиса» (Таб. X, 14).
На территории Латвии полумесяц известен с эпохи позднего неолита: к этому времени относятся первые находки лунул — костяных серповидных подвесок, которые впоследствии сменились металлическими (Таб. XI, 1). Полумесяц встречается как в орнаментальном, так и в пластическом виде украшений балтов. Железный век — время наибольшего распространения таких подвесок, особенно на территории латгалов. Часто в подвесках полумесяц комбинируется с кругом (в данном случае, знаком солнца), бывает покрыт кружочками с точкой посредине, или дополнен кругом-колесом между «рогами» (Таб. XI, 2—9). Сходные подвески в эту эпоху и несколько позднее были распространены и на территории Древней Руси. В средние века этот знак встречается на территории Латвии значительно реже. На месячный серп похож мотив украшения сакт XVI—XVII вв., характерный для декора эпохи Ренессанса и барокко Западной Европы — т. н. «стопка монет» и «зубастые месяцы»
(Таб XI, 21).В искусстве XVIII—XIX вв. этот знак сильно видоизменяется. Чаще он фиксируется не в простейшем начертании, а в составе сложных композиций: «месячный крест», ромбы с «отростками».
Можно выделить следующие формы начертания этого знака.
Согласно Е. Бине, мотив «знака Юмиса» семантически происходит от знака «крыши», дополненного «знаком месяца». Соединение двух овальных рожков месяца, по одной из гипотез, образует сердцевидный знак.
А. Голан полагает, что в неолите полуовалы (особенно концентрические), дуги, скобы, полукружия обозначали дождевое облако — одну из эмблем Великой богини. Символом месяца серп стал в эпоху бронзы; в эпоху железа его культ стал, повидимому, одним из наиболее значимых у народов Восточной Европы, в том числе у западных и восточных славян и балтов. Со средних веков этот знак, возможно, как и культ месяца, терял свою прежнюю значимость и приобретал характер фонового орнамента. Позднее он преобразовывался под влиянием европейского декоративного искусства, Ренессанса и барокко.
Месяц — один из важных персонажей балтийской мифологии. Причем если солнце деифицируется как женское божество, обладающее постоянством, то месяц — как мужское и непостоянное, изменчивое. Сочетание Солнца и Месяца образует всё мироздание, что часто предстает в описании виллайне, платка или венка: «Посреди — солнце, вокруг— звезды, на краю— месяц» (D 31979); «Все четыре золотые угла, посреди — солнце, месяц» (LD 5668); «Спереди солнце, и сзади, посреди — изогнутый месяц» (LD 4377).
Месяц участвует в мифологическом сюжете о «небесной свадьбе», преимущественно как жених Солнца. С ним связаны два круга представлений.
Во-первых, тема «умирающего/воскресающего» божества, связанного с культом плодородия. Месяц — жених Солнца или дочери Солнца: «Месяц берет замуж дочь Солнца, приглашает меня на свадьбу...» (LFK 279, 1639); «Кто сказал, кто видал Солнце в девичьем венке? / Ясный Месяц, он видал, сам видал, сам снимал» (LD 33810). Сюжет гибели жениха на свадьбе отражен в народных песнях: «Месяц брал дочь Солнца, Перконс поехал в поезжане, / Проезжая через ворота, сжег золотой дубочек. / Запачкалась моя коричневая одежда кровью дуба. / Дочь солнца три года плачет, собирая золотые ветви...»
Месяц вполне можно идентифицировать с «золотым дубом» — это устойчивый мнемонический заменитель понятия «жених»; «гибель» месяца согласуется с его циклом убывания. Непостоянство Месяца проявляется в мифологическом мотиве разрубания его Солнцем мечом за воровство невесты: «Солнце разрубило Месяц острым мечом; / Зачем отнял у Аусеклиса просватанную невесту?».
Другая тема, связанная с Месяцем, — героическая: он своим мечом (серпом) периодически разрубает тьму. Это, в принципе, относится и к циклическому «воскресанию» — появлению молодого месяца после новолуния. Тема «меча» — «острых рожек» как атрибута Месяца связана с его тремя ролями: защитой, уничтожением чудовища и лишением девственности. Меч — атрибут Месяца, сыновей Диевса, и всякого жениха, элемент демоноборчества, змееборчества. «Я обнаружил Чертову мать, борющуюся с матерью Диевса, / Я разрубил Чертову мать острым мечом» (LD 34054). «Братик, жалея сестру, бросил на тропу меч; / Иди, сестрица, по нему легко, не сломай моего меча, / Под моим мечом сотнями проходят войны» (LD 18757).