|
|
|
![]()
Невозможно постичь истину, не зная ее истоков
|
Разделы страницы о латышском узелковом узоре (KRUSTS) в традиционном народном орнаменте:
Мотив плетенки некоторым образом перекликается с выделенным Э. Вундер базовым мотивом «четырехугольника с перевитыми углами», латышским «узловым узором» (mēzglu raksts) 194 . Его углы «завязаны» в «узлы», что создает замкнутый круг, который обычно трактуют как непрерывность, бесконечность, имеющую в народе смысл охранительной силы 195 . *Я буду рассматривать «узелковый узор» (который можно обозначить и как ромбовидный крест) как частный случай «плетенки», наиболее характерный для латышского орнамента. «Плетенкой» технически является узор, составленный из множества ромбов, соединенных углами — т. н. «ситечко» (сиетыныи), знак небесного созвездия Плеяд, а также выделенный художницей Анитой Янсоне-Зирните «знак Леса» — по форме решетка, образованная косыми параллельными линиями.
Плетенка занимает гораздо более скромное место по частотности бытования среди других латышских орнаментальных знаков — встречается в украшении подковообразных и фигурных сакт (Таб. XX, 2, 3), металлических накладных пластин на пояс и ножны (Таб. XX, 4, 5, 6), булавок (Таб. XX, 7). Надо полагать, что плетенка, известная на латышских археологических предметах, была следствием влияния культур северных германцев (Скандинавии) и кельтов, где плетенка — один из важнейших орнаментальных элементов. Латышская плетенка (например, на куршских мечах, испытавших сильное скандинавское влияние) имеет, однако, иную графику 196 .
Среди информаторов нет единства в определении этого знака. Л. Медниеце называет «узелковый узор» «крестом диевтуров», и полагает, что «в народном учении это «природный Бог(Диевс)». И. Мадре называет его «двойным крестом, похожим на Аусеклиса». «Хорошим знаком, потому что с четырьмя углами, — называет этот знак Д. Клинтс, — у комнаты четыре угла, времен года четыре, так мир поделен». Г. Земитис рассматривает плетенку как один из вариантовначертания свастики.
На мой взгляд, с графической точки зрения она может выступать самостоятельной лексемой, построенной на основе креста. По технике начертания плетенку следует поставить в один ряд с кругом и «звездами», образовываемыми одним движением руки, не отводя пишущего предмета от поверхности, то есть замыкающего выделенное пространство.
Как и круг, «узловой узор» (mezglu raksts), восьмиконечный крест, плетенку можно трактовать как символ бесконечности. Плетенка — универсальный знак соединения, сочленения; технологически она связана с клубком, ткачеством, плетением поясов и сетей, и изоморфна процессу создания песни 197 .
|