История исследования мифологического фольклора славян
История исследования славянской мифологии берет свое начало в XVIII-XIX веках где наиболее значимой
является фигура Александр Николаевич Афанасьев — исследователя и собирателя славянского фольклора, поэзии и эпоса.
Однако долгое время фактически не было ни одного серьезного научного труда,
который бы смог реконструировать и описать систему славянских верований и мифотворчества.
Большинство научных изысков все также сводилось к этнографии и сбору фольклору
( из https://dtf.ru/life/734061-slavyanskaya-mifologiya-v-kontekste-indo-evropeyskoy-kultury
).
И только в конце XX и начале XXI века появились первые серьезные работы посещённые славянской мифологии и дохристианской религии,
из которых бы хотелось выделить три наиболее значимых:
Борис Александрович Рыбаков и его монографии "Язычество Древней Руси" и "Язычество древних славян";
Вячеслав Всеволодович Иванов и Владимир Николаевич Топоров и их цикл работ посвященных базовому мифу;
Лев Самуилович Клейн и его монография "Воскрешения Перуна".
Каждая из этих работает обладает рядом недостатков и не дает законченной и бесспорной теории.
Рыбаков, будучи блестящим археологом, который смог, образно говоря, заново открыть Древнюю Русь для историков в середине XX века,
в тоже время плохо ориентировался в языковых вопросах, а часть его конструкций является спорными,
однако именно ему принадлежит наиболее объемная работа посвященная славянским дохристианским верованиям
(кое где устаревшая, кое-где ошибочная, но кое-где очень познавательная).
Топоров и Иванов будучи выдающимися языковеды и индоевропеистами смогли создать достаточно уникальную теорию базового мифа
с помощью которого смогли реконструировать не только славянскую мифологию,
но и внести большой вклад в исследования индоевропейской культуры и мифологии.
Однако не все их конструкции являются надежными и правдоподобными.
И наконец наиболее актуальной, достоверной и строгой на сегодняшний день является монография Клейна,
в которой в том числе и приведен ряд интересных открытий, ранее не замеченных другими исследователями.
Однако работа Клейна имеет недостатки — она посвящена прежде всего только реконструкции культа Перуна
и слабо затрагивает остальную мифологию.
Энциклопедии и сборники славянской мифологии
Асов А.И.Златая цепь. Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. - 320 с.
Глушко Е.А., Медведев Ю.М.Словарь славянской мифологии. -
Н. Новогород: Русский купец, Братья славяне, 1995. - 368 с.
Мифы древних славян. / Кайсаров А.С. Славянская и российская мифология. — Саратов, 1993.
Муравьева Т.В.Мифы славян и народов Севера. — М. 2005.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь: А-Я / Изд 2-е, испр. и доп. М., 2002.
Труды по исследованию древнеславянских верований
Афанасьев А.Поэтические воззрения славян на природу.
Т. 1-3, М., 1865-69. Репринтное издание - М., 1994.
Иванов В. В., Топоров В. Н.Славянские языковые моделирующие семиотические системы.
(Древний период), М., 1965.
Иванов В. В., Топоров В. Н.Исследования в области славянских древностей, М., 1974.
Нидерле Л.Славянские древности / Перевод с чешского Т. Ковалевой и М. Хазанова.
М.: Издательство иностранной литературы, 1956. 452 с.
Пропп В. Я.Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946.
Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. — М., 1981.
Bezlaj F., Nekaij besedi о slovenski mitologiji v zadnjih desetih letih, «Slovenski etnograt», 1951, letnik 3-4.
Bruckner A., Mitologia s?owianska. Krakow, 1918; Niederle L., Slovanske starozitnosti. Oddal kulturni.
Zivot starych Slovanu, dil 2, Praha, 1924; Pisani V., Le religioni;
del Celti e dei Balto-Slavi nell'Europa precristiana, Mil., 1950.
Slawski F. Z mitologii slowianskiej // Opuscula Polono-Slavica.
Munera linguistica St. Urbariczyk dedicata. Wroclaw, 1979. S. 369-371.
Литература о язычестве и эпосе Древней Руси
Аничков Е. В.Язычество и Древняя Русь. — СПб., 1914.
Бурцев А. Е.Сказания русского народа. — М., 1910.
Гальковский Н. М.Борьба христианства с остатками язычества Древней Руси.
Т. 1. - Харьков, 1916. Т. 2. — М., 1913.
Гальковский Н. М.Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси.
Т. 2 - Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе, М., 1913.
Зеленин Д. К.Древнерусский языческий культ «заложных» покойников. «Известия АН СССР», 1917.
Зеленин Д. К.Очерки русской мифологии. — Петроград, 1916.
В. 1 - Умершие неестественной смертью и русалки.
Корш Ф. E.Владимировы боги. // В кн.: Сборник Харьковского историко-филологического общества
в честь профессора Н. Ф. Сумцова, т. 18, Пошана, 1874-1909, Харьков, 1909;
Кузнецова В. С.Дуалистические легенды о сотворении мира
в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1998.
Малицкий Н. В.Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства. //
«Известия Государственной академии истории материальной культуры», 1932, т. 11. в. 10;
Померанцева Э.В.Мифологические персонажи в русском фольклоре. — М., 1975.
Потебня А. А.О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. //
«Чтения в императорском обществе истории и древностей российских».
I - Рождественские обряды, II - Баба-Яга, 1865., 1866, кн. 2-3;
I (?) - О некоторых символах в славянской народной поэзии,
III - О купальских огнях и сродных с ними представлениях,
IV - О доле и сродных с нею существах, 2 изд., Харьков, 1914.
Пропп В. Я.Русские аграрные праздники. (Опыт историко-этнографического исследования), [Л.], 1963.
Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси. — М., 1988.
Рязановский Ф. А.Демонология в древнерусской литературе. М., 1915.
Страхов А. Б.Из области обрядовой терминологии: ц.-слав. трызна, (б)дынъ, etc. //
Palaeoslavica. Vol. 10:2. Сambridge (Mass.), 2002. C. 166-196.
Тихонравов Н.Т.Памятники отреченной русской литературы. Тт. 1–2. — М., 1863.
Токарев С. А.Религиозные верования восточнославянских народов XIX - начала XX в., М.-Л., 1957.
Mansikka V. J., Die Religion der Ostslaven 1 - Quellen, Hels., [1922].
Unbegaun B. O., La religion des anciens slaves, в сб.; Mana. Introduction a l'histoire des religions, t. 3, P., 1948.
Uthanezyk S., Religia poganskteh S?owian, Krakow, 1947; Polak V., Slovanske nabozenstvi,
в кн.: Vznik a poeatky Slovanu, t. 1, Praha. 1956.
Статьи о языческой религии западных славян
Bruckner A.. Mitologia polska Studjum porownawcze, Warsz., 1924.
Franz. L., Falsche Slawengotter. Eine ikonographische Studie, Lpz., 1941.
Ноnig A., Die slawische Mythologie in der tschechischen und slowakischen Literatur, Augsburg, 1976.
Palm Th., Wendische Kultstatten. Quellenkritische Untersuchungen zu
den letzten Jahrhunderten sklavischen Heidentums, Lund, [1937].
Paoenik J., Kultura wiekow oerednich. ?ycie religijne i spo?eczne, [2 wyd.], Warsz., 1959.
Pettazzoni R., West Slav paganism, в его кн.: Essays on the history of religions, Leiden, 1954.
Schneeweis E., Feste und Volksbrauche der Sorben Vergleichend dargestellt, 2 Aufl., В., 1953.
Schuchhardt K., Arkona. Rethra, Vineta. Ortsuntersuchungen und Ausgrabungen, 2 Aufl., В., 1926.
Wienecke E., Untersuchungen zur Religion der Westslaven, Lpz., 1940.
Книги о мифологии и фольклоре южных славян
Арнаудов М., Очерци по българския фолклор, т. 1-2, София, 1968-69.
Арнаудов М., Студии върху българските обреди и легенди, т. 1-2, София, 1971-72.
Кулишић III., Петровић П. Ж., Пантелић Н., Српски митолошки речник, Београд, 1970.
Маринов Д., Народна вeра и религиозни народни обичаи, София, 1914 («Сборникъ за народни умотворения и народописъ», кн. 28).
Мерићи Б., Митолошки елементи у српскохрватским народним песмама, «Анали филолошког факултета», 1964, кн. 4.
Чаjкановић В., Студиjе из религиjе и фолклора, Београд, 1924 («Српски етнографски зборник», кн. 31).
Schneeweis E., Serbokroatische Volkskunde, Bd. 1 - Volksglaube und Volksbrauch, 2 Aufl., В., 1961.
Исследования и статьи о славянских мифах и их истоках
Николаева Н.А., Сафронов В.А.Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999.
Напольских В. В.Мотив о нырянии за землёй в балканославянской апокрифической традиции
и ранняя история славян // Етнология на пространството. Част 2. София, 2008. С. 109-115.
Васильев М.А.Боги Хорс и Семаргл восточнославянского язычества. //
Религии мира. Ежегодник 1987. М., 1989. С. 139-148.
Bruckner A., II paganesimo balta-slavo, в кн.: Storia delle religioni, v. 2, Torino, [1965].
Jakobson R. The Slavic god Veles and his Indo-European cognates //
Studi linguistici in onore di Vittore Pisani. Brescia. 1969. Vol. 2.
Kalyguine V. Les correspondances de vocabulaire mythologique entre les langues celtiques et balto-slaves //
Zeitschrift fiirceltische Philologie. 1997. Bd. 49/50.