Русалки славянского фольклора


> > Водяные девы
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

В славянской мифологии русалки (мавки, навки, лоскотухи, лохматки, шутихи, купалки, водяницы, лешачихи, девки-волосатихи, берегини) - существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда русалку представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы, Ярилы и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалки с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства русалок стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью. Возможно, название русалок восходит к древнерусским языческим игрищам русалиям, известным по церковно-обличительной литературе.

Разделы о славянских русалках:


Русалки в разных культурах

Русалки, или водяные девы, известны во многих культурах. Люди, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки - это девы с рыбьими хвостами.

В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки - это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей. С одной стороны, таким образом наши русалки являются более опасными, так как могут притвориться человеком и навредить людям. У них нет хвоста, передвигаются они на ногах, часто имеют красивую внешность. Всё это может способствовать русалкам славянским причинить больше вреда живущим людям. Однако это вовсе не так. Да, русалки считаются опасными. На Русальной неделе опасно купаться, входить в воду и даже гулять в поле или лесу ночью, но нельзя забывать и о том, что наши русалки - это не какие-то злобные существа, а наши предки. Наши предки, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать отведённые им на земле дни в облике русалок, крайне редко причиняют вред живым людям, иначе - своим потомкам. Зачастую такое происходит при несоблюдении определённых правил самим человеком. А тот, кто нарушает обычаи и традиции, идёт наперекор с силами Нави, потусторонним миром, может поплатиться за свою неосторожность. Да и само название "русалка", что с древнеславянского можно перевести, как: "русый", "светлый", "чистый", говорит само за себя.

В разных видах, с разными именами и названиями они живут практически на всей территории Матушки-Земли. В одних мифах - это Боги, в других мифах - это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского Бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии - это Богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии - Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же - Су-къз ["водяная девушка"] (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии - Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского - Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах - Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, духов, полубогов, живущих в реках и озёрах называли - Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим Берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли - Вилами [так же славяне называли и берегинь]. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах - и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира, русалок видят именно за этим занятием - сидящими у заводи, на камне или дереве и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду, вызыванию дождя.

Славянские русалки-мавки

В славянской древности русалок называли Мавками [видимо, от своего синонима "навки" - потусторонницы]. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их, то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Водяниху можно сравнить с Кикиморой. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного - царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, что бы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети - это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из иного мира, с мужьями из мира людей, которых они затащили в омут, утопили и сделали своими мужьями, либо с самим Водяным - хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей. Детей русалок, плачущих или наоборот - излишне весёлых, обычно нагих, также можно встретить на Русальной Неделе возле водоёмов, в полях и рощах.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В народном поверии всё же русалка остаётся самой собой.

Кроме того, что русалкам предшествовали умершие не своей смертью, ещё большие черты они переняли от древних Богинь или духов, которых называли - Берегини. Берегини тесно связаны с культом воды. Есть два мнения на счёт того, кто такие Берегини. Одни считают, что "Берегиня" - происходит от слова "беречь" и эти существа оберегали людей, леса, животных и так далее. Другие считают, что "Берегиня" - произошло от слова "Берег" и эти мифические существа жили по берегам рек. Хотя вполне возможно, и это тоже никем не отвергается, что обе этих расшифровки являются правильными и мели место быть в древности. Именно Берегини и были ранее прообразом русалок, их предшественницами. Это не означает, что одних забыли, а других прославили. Просто появилось новое слово "русалка", которое вошло в обиход, в разговорную речь и потихоньку заменило собой Берегиню. Считается, что само слово русалка появилось в славянской культуре и языке сравнительно недавно. Первое литературное упоминание относится к XVIII веку. До того водяных дев называли другими именами - Мавка, Лоскотуха, Водяница, Берегиня и другими.

Русалкам-мавкам приписывают и настоящее чувство юмора. Они любят погулять, посмеяться, устраивать разные козни, шутки. К примеру, русалки могут ради забавы завернуть спящим на воде гусям крылья одно за другое, так что, когда они просыпаются, то не могут расправить свои крылья и, соответственно, взлететь. Русалки большие охотницы до развлечений. Народная фантазия представляет их, то пляшущими вокруг костра, то играющими в различные игры, кружащимися в хороводах на суше или прямо в воде, на лунной дорожке. Они любят петь и постоянно смеются, то ли над своими шутками, то ли над людской глупостью. Считается - где пляшут, водят хороводы, играют и развлекаются русалки, там трава растёт гуще и сочнее. Всяческими способами люди пытались привадить русалок в свои поля, чтобы Водяницы сделали их урожай обильным. Ведь русалки считаются ещё и покровительницами плодородия! Но, конечно же, самой грозной шуткой русалок считается щекотка. Поймав человека в лесу, поле или у своего водоёма они могут защекотать его до смерти. После этого человека могут утащить на дно, либо оставить и водить вокруг него хороводы. Есть поверие, что тело такого человека не будет разлагаться вплоть до того момента, как его не найдут люди.

Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверье в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.

Русалки в нашей древности - это поэтически воспетые славянским духом Богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их не боялись, по-своему любили и ценили. Впоследствии, когда началось угнетение язычества, как исконной веры всех славян, из русалок стали делать монстров, пугать ими детей и взрослых, превратили добрых, зачастую безобидных и даже помогающих, в демонов и чертей. На самом же деле давно стоит пересмотреть современные представления о Русалках, Лоскотухах, Водяницах, Мавках, Берегинях и Вилах. Вера в водяных жителей - это одно из самых красивых поверий, которые оставили для нас наши далёкие предки, которые тогда ещё были настоящими язычниками, понимали голос природы, знали её тайны и секреты. Русалок не раз воспевали поэты и писатели, художники и даже скульпторы.

Русальная неделя

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина - Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, вода является вратами в иной мир, в подземное царство. Поэтому русалки выходят в земную Явь именно из озёр, рек и других водоёмов. Также за русалок часто принимали девушек-утопленниц, которые утонули в том или ином водоёме по своей инициативе или по случаю, а также проклятые при жизни девушки и те девушки, которые умерли до брака. Позднее напластование на поверие в русалок, якобы это некрещёные дети, некрещёные девушки не имеют под собой никакой почвы и являются самой настоящей выдумкой, так как само поверие в водяных жительниц появилось у славян гораздо раньше, чем христианство.

Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок (или весну). Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а русалка догоняла. Часто русалку изображали в виде чучела (иногда — обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки».

На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило - лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками со всеми современными атрибутами. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как считают, что могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями.

Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь нужно укреплять на своём доме, носить всю неделю при себе, а также бросать в купальские костры. Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.


Главная
Религия и эпос славян: Строение мира | Светила | Агро-календарьнародные приметы) | Обряды | Былины | Сказки и персонажи ( чудо-камни, чудо-вещи, чудо-травы, чудо-птицы, чудо-звери, чародеи, кудесники ) | Ресурсы | Литература
Группы божеств: боги войны | огонь | защитники душ | домовые | банники | овинники | водяные | берегини | русалки | бесы | напасти
Славянский пантеон: Белбог | Велес | Даждьбог | Коляда | Лель | Морозко | Перун | Род | Сварог | Святобор | Семаргл | Стрибог | Триглав | Хорс | Чернобог | Ярило | Ящер | Зевана | Карна | Лада | Леля | Макошь | Морана | Неделя | Жива | Жля
Родственное: Язычество балтовбалтский орнамент) | Мифы индоевропейских народов | Мифы праиндоевропейцев | Евразийские мифы

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 12.09.2022
[an error occurred while processing this directive]
Яндекс.Метрика