|
|
|
Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Разделы о древнеславянских божествах, оберегающих людские души:
Также читайте о берегинях (вилах) - славянских нимфах.
Славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющее свое самостоятельное бытие. По их верованиям, душа еще в течение жизни может временно расставаться с телом и потом снова возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как наш сон и смерть — понятия родственные. О колдунах и колдуньях рас сказывают, будто они, погружаясь в сон, могут вы пускать из себя воздушное демоническое существо, то есть душу, которая принимает различные образы и блуждает по тем или другим местам, причем оставленное ею тело лежит совершенно мертвым. И во время обмирания или летаргического сна душа, по русскому поверью, покидает тело и странствует на том свете. Таким образом, тело есть жилище духа, та временная оболочка, в которую она заключается при рождении дитяти и покидает при кончине человека.
Душа человеческая, по древним языческим преданиям, представлялась в самых разнообразных видах.
Ведогоны — духи-двойники [ангелы-хранители или еще 2 души (ка), как у египтян?], которые получает при рождении каждый человек и которые сопутствуют человеку в течение всей жизни до смерти. Они оберегают своего хозяина-человека от врагов и других, недобрых духов, также охраняют имущество хозяина от воров, пока тот спит. Если человек совершил неблаговидный поступок, он может свалить это на своего духа-ведогона. Если ведогон бывает убит в схватке со своими потусторонними врагами, то и его хозяину-человеку грозит скорая смерть.
Зирка — дух-хранитель, которого имеет каждый человек [ангел-хранитель]. Этот дух неотступно находится при своем хозяине и хранит его от бед. По-белорусски слово «зирка» означает звезда, которая сопровождает человека. Родиться «под счастливой звездой», значит быть удачливым и успешным в жизни, иметь счастливую судьбу.
Чур — дух-охранитель всего от всех. У язычников он был божеством не самого высокого ранга, но без него не мыслилось существование ни в каких областях: каждый имел соседа, каждый имел надел земли, жилище, овин; каждый имел врагов-недоброжелателей, с которыми были границы и их нужно было охранять. Чур почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура. Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нем вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название свое в известных словах, уцелевших до нашего времени:, чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.
Также Чур охранял человека и все его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. До сих пор существует поговорка: «Чур меня!», обозначающая просьбу к богу Чур о защите.
Радуницы (тризны) — в первозданной славянской древности так называли божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей.
Радуницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний, на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
Постепенно слово «тризна» стало обозначать просто поминки, а «радуница» — весеннее поминовение усопших. Время года — весна — имеет принципиальное значение, потому что в это время, в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли, живые особенно старались задобрить покойников, которые из мира мертвых с завистью наблюдают за живыми.
Считается, что, блуждающие, болотные и светящиеся на могилах огни являются душами тех усопших, которые умерли неестественной смертью: удавленников, утопленников, убитых, погибших от запоя и других. Огни эти разводят русалки.
Деды — духи предков. Обряд особого почитания их совершался весной (семуха, весенняя радуница или пасха усопших) или осенью (деды или большие осенины, неделя, в которую, по поверью, умершие родители отдыхали). В это время им преподносились жертвы в виде пищи.
Души умерших приглашались на угощение в дом: «Деду, иди до обеду!» Им посвящалась первая ложка или первый стакан, его выливали под стол или ставили за окно, куда влетали «меньшие» деды, а «большие» заходили через дверь. Хозяин обносил вокруг стола зажженную лучину, совершая магический обряд окуривания. Пищу относили также и на кладбище.
|