Славянский бог Коляда и божества новогоднего цикла


> > Бог славян Коляда
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Коляда — воплощение исконно повторяющегося новогоднего цикла. Иногда коляду изображал сноп или соломенная кукла, принесенные в дом на Рождество. Его имя упоминалось в величальных рождественских песнях «колядках» — песнях, которые исполнялись ходившею по дворам молодежью и содержали магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев — иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались колядой. Сопровождалось все это ряженьем в коня, козу, корову, медведя и других животных, воплощавших плодородие.

Разделы:


Коляда - "Новый год"

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье "Коляда праздник" и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому Богу древних славян.

Коляда - славянский Бог, которого относят к одним из солнечных Божеств ["Даждьбожьи дети"]. Считается сыном Даждьбога, одним из его ликов. Даждьбог Сварожич - главный Бог Солнца, Коляда является одним из его проявлений, самым младшим олицетворением, Солнцем-Младенцем. Недаром праздник этого Бога происходит прямо за зимнее солнцестояние. С этого дня солнце поворачивает на лето и каждый день прибавляет свои силы. Коляда считается молодым Богом, молодым Солнцем, который сменяет в свой праздник старое Солнце Световита, которое клонится к закату. Молодой Коляда - это сильный и ретивый Бог, который начинает "противостояние" зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он есть ипостась нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется "Праздник Коляда".

Этимология слова-имени "Коляда" до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого Бога и название языческого праздника относят к произошедшему от слова "коло", то есть "колесо" или "колесо солнца". Так как Коляда является Богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий. Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному "колесу", а "колоде" или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова "колед", то есть вокруг идущий или "коледа", то есть круговые яства. Все эти теории имеют право на существование, тем более что они никак не противоречат естеству Бога Коляды. Такие же расшифровки, как латинское слова "календа" и славяно-арийско-инглиистическое "Коляды Дар (календарь)" считаем недействительными и относящиеся к области вымысла.

Многие считают, что Коляда является Богом веселий и застолий, но это далеко не так. Это заблуждение родилось вследствие того, что новая религия, которая стала предлагать людям свои убеждения, выразила мнение, якобы Коляда является днём бессмысленных веселий и гуляний, а вовсе не торжеством в честь родившегося Солнца, где Бога чествовали, славили и зазывали. Потеряв саму связь с понятием причины праздника, Бога Коляду стали считать Богом веселья, застолья и так далее. Это, в принципе, не верно, и к таким вещам, как веселье, относится не Бог Коляда, а только лишь его праздник, который устраивают сами люди.

Другие календарные божества плодородия (солнечные божества)

Авсень

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Иногда он воспринимался как бог смены времен года. Его атрибутами являются золотисто-рыжие кони, это позволяет предположить, что он покровительствовал коням и пастухам, всячески им помогал.

Кострома

Кострома — воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.

Кострубонька

Кострубонька — мужское воплощение плодородия, как бы Кострома мужского рода. Его изображало соломенное чучело. Ритуальные похороны Кострубоньки знаменовали переход к весеннему циклу.

Хоронили его в первый понедельник Петровок, сопровождая обряд проводов веселой песнею: Помер, помер Кострубонько, Сизый, милый голубонько!

Кукер

Кукер — воплощение плодородия. В весенних карнавальных обрядах Кукера изображал мужчина в особой одежде, чаще всего в козьей или овечьей шкуре, с рогатой маской и деревянным фаллосом. Во время кукерских обрядов совершались ритуальные пахота и посев, призванные обеспечить плодородие. Кукерское действо, кроме главного действующего лица Кукера, включало многочисленные персонажи, среди которых был царь и его помощники.

Масленица

Существо, которое воплощало плодородие — и вместе с тем зиму и смерть. Масленице и до сих пор посвящен особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями. Имя Масленицы перенесено на соломенное чучело, облаченное в женскую одежду, с масляным блином или сковородкой в руках. С ним вместе веселятся, катаются с гор и на тройках в течение масленичной недели, а затем сжигают на костре или разрывают в клочки. Похороны Масленицы сопровождаются карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным весельем, призывами весны и упоминанием Масленицы в специальных песнях, где та называется обманщицей (в связи с Великим Постом, который наступает сразу после масленичных пиршеств), объедалой, блиноедой: блин, говорят, не клин — брюхо не прорвет!


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон | Боги войны | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 09.02.2017