|
|
|
Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.
Ярила — божество весеннего плодородия, весеннего солнца [в отличие от Хорса - солнечного диска, и Даждьбога - бога солнечного света, Ярила является, как бы, его эманацией, сезонным проявлением].
В его имени есть и яркость, и ярость. Имя Ярилы, как и другие слова с корнем «яр», связано с представлениями о весеннем плодородии (яровой, ярый, ярина, ярица, бычок-яровик, ярка). Слово «ярый» имеет значение «сердитый, горячий, огненный, полный сил, молодой, страстный».
Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из весенних цветов; в руке — горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами — там тотчас вырастет густая рожь. Ярило — покровитель любви, плодородия.
В некоторых традициях Ярила сохранился в славянской весенней обрядности как персонаж, воплощаемый девушкой, одетой в белое, с венком на голове, с ржаными колосьями в правой руке. Вероятно, образ Ярилы возник из совокупности весенних обрядов. Все, что передает животворящему лету весна, — все это воплощается в нем. Он — представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодец кого, страсти молодой.
На Ярилиной неделе, по суеверному представлению народа, особенно неотразимую силу имеют всевозможные любовные заговоры — на присуху, на зазнобу да на разгару. Ярилин праздник начинается тем, что девушки — целым хороводом — выбирают прекрасного юношу, наряжают его всего в цветы и сажают на белого коня. Все участницы игрища одеты в праздничные наряды, с венками из полевых цветов на головах. Его возили па полям-лугам, ибо перед взором бога все должно цвести-колоситься. Проводы Ярилы — одновременно и проводы весны.
Разделы страницы о древнеславянском культе бога Ярилы (Яровита, Руевита):
Также смотрите историю восточных славян
Ярило (Ярила, Яровит, Руевит) - языческий Бог весеннего плодородия. Само имя "Ярило", которое имеет корень "яр", указывает на причастность этого Бога к плодородию (яровой, яровой хлеб, яровые пчёлы, яровик (молодой бычок), яровушка (молодая овца)). Также, Ярило (яриться) указывает на значение славянского Бога - покровителя весеннего сезона, когда солнце после долгой зимы входит в раж, в буквальном смысле яриться, с ним же яриться и вся природа, которая начинает неожиданно пробуждаться к жизни и возбуждать в людях особое чувство. Ярило распространяет весенний свет, возбуждает в растениях силу, а в животных плотскую любовь. Имя "Ярило" относят к древнему значению термина "ярый", что означает - белый, то есть белый свет, который проникает в мир с приходом весны и заряжает всё жизнью.
По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова - Ярило происходит от слова "ярь", что означает высшее проявление производительных сил. Ярый также может означать - жаркий, что ещё более подходит под имя Бога весны, весеннего солнца и пробуждающегося лета. Яр (у карпатских горцев) - весна, тёплое время года, ярец (костромск.) - май, яр - жар (слова этимологически связанные), яро - сильно, ярый (разъЯРенный) - грозный, ярость - возбуждённое состояние. Приставка в имени Бога "ило" имеет уменьшительно-ласкательное значение (ветрило, Чурило и т.д.).
Ярило не только Бог плодородия, весны и возрождающейся жизни, но и один из ликов Солнца. Ярило - это весеннее солнце. Именно его встречают с приходом Масленицы и провожают с приходом летнего праздника Купалы. Многие традиции, связанные с этим Богом, некоторым могут показаться довольно неприличными. Чучело Ярилы зачастую делают с явными признаками мужского пола или вообще в виде фаллоса. Поведение людей в дни почитания Ярилы тоже можно назвать немного непристойным, с причитаниями, песнями и частушками эротического толка, скабрезными шутками, играми и так далее. Всё это говорит об особом почитании Ярилы. Ему приписывалась роль божества, который возбуждает в людях любовь и отвечает за рождение, начало жизни. Новая религия за эту особенность признавали Ярилу и связанные с ним праздники - бесчинством, вакханалиями и развратом, что в корне неверно, ведь за всем этим стоят лишь внешние образы, призванные для создания особой ритуальной игры. Сами славяне-язычники были высоконравственным и культурным народом, который всегда чтил моральную и душевную чистоту.
Ярило представляют молодым парнем в обнажённом виде или в белой рубахе, иногда верхом на белом коне. В руках Ярилы колосья, на голове венок из весенних цветов. Ярило представляется босоногим. Там, где он ступит своими босыми ногами, тут же начинают подниматься растения и расцветать цветы. Ярило - вечно молодой Бог, светловолосый, светлоглазый.
Символом Ярилы является щит (щит - древний символ солнца).
До сих пор в топонимике нашей страны остались места, в названии которых присутствует имя Ярилы: Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области, Ярилина плешь в Московской области, Ярилина гора близ Плещеева озера и Клещана.
Бог весны и плодородия Ярило также часто сравнивается с балтийским Яровитом (Бог плодородия и скотоводства). Наконец, Ярило называли и Руевитом (от балт. Яровит) [хотя, Руевит - бог войны], что по некоторым предположениям происходит от "ru" (ср. славянское "ръвати") - разрывающий ледяные покровы.
Ярилу сравнивают с женским божеством Костромой [и мужским Костробунькой?]. Некоторые исследователи славянских верований утверждают, что это два имени одного и того же Бога, которые существовали в разных регионах древней Руси. Интересна в этом смысле традиция, следуя которой, на один из летних праздников - на Купалу, в окончании Русальной недели, в белые одежды одевались парень и девушка (или чучела женского и мужского пола) и называли их - Ярила и Ярилиха. По этой причине можно с большой уверенностью говорить, что о тождественности Ярилы и Костромы не может быть и речи, так как Кострома - это Ярилиха, которая выполняет роль его супруги. Кострома называется Ярилихой по имени мужа, как, например, "мужняя жена" или "Семёнова жена", "Семёниха".
В своём "Слове" епископ Тихон Задонский, в 1765 г. писал: "из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был, пока еще не было христианского благочестия; а иные праздник сей называют игрищем".
После христианизации Руси, некоторые функции и образ Ярилы перенял святой Георгий, которого также называют и святым Егорием и святым Юрием. Именно святой Юрий, по созвучию "Юр" и "Яр", стал новым Ярилой в понимании эпохи двоеверия.
День Ярилы приходится на 21-22 марта или День весеннего равноденствия. В это день, когда прощаются с зимой и сжигают чучело Марены, приветствуют Ярилу. Затем, на Купалу, сжигают чучело Ярилы и приветствуют Купалу. Игры в честь Ярилы в марте называли Ярилами, Ярилками, Ярилиными игрищами, Ярилиными гуляниями.
Ярило Вешний отмечается 23 апреля. В это день Ярило отмыкает или оплодотворяет Землю. В верованиях балтов тоже есть праздник, отмечаемый 23 апреля - День Усиньша (славянского Овсеня-Таусеня - одного из календарных божеств). В древнебалтском орнаменте, сохранившемся у латышей, у Усиньша есть свой знак - "Треножник Усиньша" (или "Кони Усиньша").
Ярило Мокрый отмечается 3 июня. Конец весны и начало лета.