Славянский бог Семаргл - охранитель посевов


> > Божество славян Симаргл
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Изображение Симаргла по Рыбакову

Семаргл — божество, входившее в число семи божеств древнерусского пантеона, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире (980 г.). Имя Семаргла восходит, по-видимому, к древнему «Семиглав» [скорее всего, «Семероглав»]. [Возможно, это просто олицетворение самого капища, его 7 главных богов. А, может быть, другой образ семиглавого Руевита]

Функции его не совсем ясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного русского пантеона. Однако у него были храмы, и ему, как и прочим, приносили жертвы и подарки. Кроме того, он — покровитель приношений в жертву огню и в этом смысле — посредник между бессмертными богами и простыми людьми. [У огня, как раз, много языков - "семь" пламён - "голов".]

Разделы страницы о загадочном мифическом персонаже древнего славянского фольклора Симе и Ръгле:

Также смотрите историю восточных славян


Семаргл - огнедышащая крылатая собака?

Орнамент с Семарглом согласно Рыбакову

Семаргл (Симаргл, Симарьгл, Семарьгл) - языческое божество, Огнебог, Посланник Богов, охранитель посевов. О значении Симаргла без конца спорят историки и исследователи славянской культуры. Данный Бог был очень известен в языческие времена и даже присутствовал в пантеоне князя Владимира, а, следовательно, ему придавали очень большое значение: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь».

Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. Её изображали с огненным дыханием - пламенем, который вырывается из пасти, также Семаргла часто изображали в роли охранителя посевов рядом с полевыми культурами. Всё это приводит исследователей к выводу, что в древности Семаргл был огненной собакой, который охранял посевы и поля. Как огненный бог, Семаргл относится к Сварожичам. В этом смысле его часто сравнивают с индуистским богом огня Агни. Также славянского Семаргла сравнивают с иранским Симургом (сказочная птица) или Сэнмурвом (полусобака-полуптица), который является вестником между небесным и земным мирами, между людьми и Богами.

Разобраться в образе Семаргла достаточно непросто, и даже самые известные исследователи языческих верований до конца не понимают, какую роль отводили данному Богу. Все суждения сводятся только к изображениям Семаргла, на которых он представлен в виде собаки с огненным дыханием, охраняющем посевы, а также к его сравнениям с иностранными божественными аналогами. Сложность разбора данного божества происходит по той причине, что функции и значения других Богов часто изучают по древнерусским писаниям и рукописям, где они очень подробно описаны. В отношении же Симаргла, которого, однако, включил в свой пантеон Владимир, сведения очень скудные, а иногда даже противоречащие друг другу. Так, например, некоторое время Семаргла считали не за одного, а за двух Богов, потому как в некоторых писаниях его упоминали, как Сима и Регла. В слове Христолюбца: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)», «Сим и Регл, коим молятся не только невежды, но и попы и книжники».

Изображение Симаргла. Стоит отметить, что изображения крылатой собаки в окружении растительного орнамента встречается в искусстве древних славян очень часто. Такой сюжет является распространенным оформлением для браслетов, подвесок, других украшений, а также оформлением домов и даже храмов.

То, что Семаргл - это божественная собака, который к тому же был позаимствован из Иранской мифологии, оспорил М. А. Васильев. Так этот исследователь посчитал надуманным проникновение иранских верований или элементов верований в славянскую культуру, потому что никаких предпосылок и никаких явных причин для этого не было. Так же Васильев подверг сомнению то, что на изображениях представлена собака, так как если отбросить эту точку зрения и посмотреть на изображения без ранее наложенных на них разъяснений, можно увидеть, что это существо больше похоже на дракона, чем на собаку. И. Е. Забелин зацепился за раннее написание имени божества "Сим и Регл" и нашёл аналогию в ассирийских верованиях, где обнаружены как раз Сим и Регл - боги огня. Также Симаргла расшифровывают, как неправильное написание Ярилы. В общем, вопросов, связанных с этим Богом, больше чем ответов.

Мнение Рыбакова о Семаргле

Исследователь славянской традиции Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл был заимствован из иранской мифологии. Однако возможно, что заимствование произошло как раз именно иранцами или, что тоже немаловероятно, это один из древнейших Богов, который был известен тому пранароду, из которого затем образовались многие народы, в том числе народы Ирана и Руси. Если следовать этой версии, то можно определить Семаргла как полусобаку-полуптицу, которая охраняет Мировое древо. На Мировом древе находятся семена всех растений. Семаргл здесь может выступать как охранитель семян, ростков и побегов, то есть охранитель растений, также охранитель одомашненных растений, плодовых деревьев, полевых культур, овощей, фруктов, ягод, грибов и так далее. Стоит отметить, что в наше время это значение может быть недооценено, но в древности, когда от урожая зависело не только благополучие целого поселения или даже города, но даже сама жизнь, ведь без помощи охранителя растений и с плохим урожаем люди могли просто не пережить зиму, существование Семаргла было чрезвычайно важным. Кроме того, в той же иранской мифологии Симург является посредником между Богами и людьми, посланцем Богов, наподобие священной птицы Гамаюн, которая известна в славянской мифологии, или даже бога Гермеса в греческой мифологии. Здесь же можно опять сравнить Семаргла и с индийским Агни, так как в Индии бог огня почитался и как посредник между Богами и людьми.

Исследователь Борис Рыбаков, помимо прочего, указывает на то, что со временем имя Симаргла переменилось и его стали называть Переплутом. Это божество почитали и славили во время сохранившихся до сих пор праздничных дней Русалии, которые отмечаются в июне перед самым Купалой. В древности русалки понимались не как водяные девы, а как духи, облачные девы, полудевы-полуптицы, которые охраняют посевы, покровительствуют плодородию, а также помогают людям. В языческие вемена тех же русалок звали Берегинями, то есть оберегающими. В связи с этим Переплут-Симаргл оказывается тесно связан с русалками-берегинями. Впоследствии это привело к небольшому заблуждению, в результате которого некоторые исследователи стали принимать Переплута за водяного, так как тот связан с русалками, которых стали принимать за водяных дев.

Семаргл и иранский Симург

Персидский Симург

Следует заметить, что написание СЬмарьглъ необъяснимо этимологически, так как ни одно из предложенных решений не имеет достаточного обоснования. Догадка об искусственном возникновении данного названия путем контаминации библейских имен 'Asemath и Nergel (2 Царств 17,30), как думали, между прочим, В. Ягич, А. Соболевский и Л. Нидерле, представляет лишь исторический интерес. Последний из них, признавая как культ, так и сам теоним заимствованными ("греческо-ближневосточными"), не исключает возможности того, что это могли быть всего лишь пустые названия, не имеющие соответствия в реальном культе какого-либо божества на Руси (Niederle L. Op. cit S. 124-125), ср. Загурский (Zagorski Z. Rgiel i Siem // Stownik starozytnosci slowianskich, t 4, cz. 2, 1970. S. 496), Урбанчик (Urbanczyk S. Op. cit. S. 167-168).

Широко распространенное сближение с ир. *saina- merega-, букв, 'птица Сайна' (ср.-перс. senmurv, перс, semurg-, sinmurg- 'сказочная птица, гриф*, ср. авест. merego saeno), неприемлемо ни с фонетической, ни с формальной точки зрения, ср. комментарий Ю. Речека (Reczek J. Najstarsze slowiansko-iranskie stosunki jezykowe. Krakow, 1985, с. 43) по этому вопросу: "Относительно другого имени божества древнерусского пантеона - Семарьглъ, выводимого, как я уже упоминал, из названия демонического существа ср.-перс. Senmurv, ср. авест. merego saeno 'птица Саина',

Абаев полагает, что было бы лучше производить его из скиф. *Sen-marg. К сожалению, это имя не засвидетельствовано в осетинском, который даже не знает слова *marg 'птица', чтобы реконструкция выглядела сколько-нибудь реальной.

Иранскую этимологию Симаргла доказывал также Менгес (Menges K.H. Op. cit, с. 19). Точно так же, как Якобсон, он усматривает здесь ср.-перс. senmurv > н.-перс. Sinmurg > Simurg 'какая-то сказочная птица, возможно, орел или сокол'. Совершенно анекдотично звучит объяснение этого имени у Иванова-Топорова (Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Указ, соч., с. 26): Семарьглъ < *Semor-gol(v)ъ < *sedmor(o)-golvъ [Семероглав - безусловно]. При такой этимологизации можно доказать всё, что угодно.

X. Ловмянский утверждает, что Семаргл - это "какой-то иранский мифологический образ" (Lowmianski H. Zagadnienie politeizmu slowianskiego. Przeglad historyczny, t. LXXV, zesz, 4, c. 686), а точнее "крылатое чудовище (перс. simurg, сказочная птица, гриф)" (Lowmianski H. Religia slowian i jej upadek. Warszawa, 1979. S. 123),


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон | Боги войны | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 12.02.2017