Просодика праславянского языка


> > Общеславянская акцентуация
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Балтские словари: Прусский | Ятвяжский
Русская тройка с санями - прародительница индоевропейской колесницы?

Гипотетически ударение в праславянском языке было тоническим, или музыкально-экспираторным. Это означает, что все гласные звуки в слове произносились с одинаковой силой. Значение имели повышение и понижение тона, а также длительность звучания гласного [для раннего праславянского]. Среди современных славянских языков похожую акцентологическую систему сохранили сербскохорватский и словенский языки. Два музыкальных ударения имеются также в шведском языке, а в древности зафиксировано в древнегреческом языке.

Разделы о праславянской акцентуации и просодических явлениях:

Поскольку общеславянская акцентология является единой (или по происхождению) балто-славянской, смотрите также литературу по балтославяноведению.


Балтославянский характер праславянской просодики

Сходства между балтийской и славянской акцентными системами настолько велики, что позволяют реконструировать балтославянскую систему акцентуации.

Однако, необходимо отметить, что балтийский акут соответствует славянскому циркумфлексу, а балтийский циркумфлекс - славянскому старому акуту [!].

Балтославянскую неподвижную акцентную парадигму возводят к праиндоевропейским баритонированным существительным (с ударением на корне), а подвижную парадигму - к праиндоевропейским окситонированным существительным (с ударением на окончании).

Поздняя праславянская просодика

Для последней фазы существования праславянского языка реконструируют два исконных тона — акут (восходящая интонация, по версии В. А. Дыбо - восходяще-нисходящая) и циркумфлекс (нисходящая интонация) — и один инновационный — новый акут, появившийся в результате передвижения ударения.

У праславянских существительных выделяют 3 акцентные парадигмы, которые возникли из 2 первоначальных парадигм: одна была с неподвижным ударением на первом слоге [что сохранилось в сербскохорватском, чешском, и, наверное, в других славянских языках], а другая - с подвижным.

Просодические изменения в праславянском языке

Важные изменения пережил праславянский язык и в области ударения. В ранний период своей истории праславянский язык характеризовался разноместным словоударением, различием долготы и краткости слога и различием в слогоударении, т. е. в интонации. Ударные и безударные слоги различались высотой тона (тоническое ударение).

Первоначальную природу этих ударений в праславянском языке определить с уверенностью трудно; условно их обозначают терминами акут (') и циркумфлекс ("). 1. Вначале это различие было связано с долготой или краткостью гласных. Так, долгие гласные могли иметь только восходящее (акутовое) ударение. 2. Позже в определенных условиях произошла передвижка ударения, в результате которой на долгих гласных могло оказаться нисходящее (циркумфлексное) ударение. С этого времени ударение стало играть важную роль в грамматическом строе праславянского языка.

Тоническое ударение сохранилось в современном сербскохорватском и словенском языках. В других славянских языках следы его отражаются в долготе и краткости гласных, в перемещении места ударения в разных грамматических формах одного слова, в произношении некоторых звуков и т. д.

Примером различия ударения (интонации) на ударяемых слогах могут служить праславянские слова *vorna («ворона») — восходящее ударение на слоге or и *vdrnb («ворон») — нисходящее ударение на том же слоге. Это различие интонации оставило свои следы в русских полногласных формах типа ворона, ворон. В тех случаях, когда русское ударение падает на второй элемент полногласного сочетания (оро, оло, ерё), онеГ^ восходит к древнему восходящему ударению: ворона, корова, мороз, берёза, колода и др. В чешском языке все соответствующие слова будут иметь долготу: vгапа, krava, mraz, br?za, klada; в сербском — краткое нисходящее ударение: врана, крава, мраз, брёза, клада.

Ударение на первом элементе полногласных русских форм (оро, оло, ёре) отражает древнее нисходящее ударение: ворон, город, голос, берег [почему берёза, но не бёрег?], волос. В чешском языке в соответствующих словах находим краткий гласный: (ha)vran, hrad, hlas, breh, vlas, в сербском — долгое нисходящее ударение: вран, град, глас, брег, влас.

Современные славянские реликты праславянской просодики

В  праславянском языке ударение было подвижным и музыкальным. В большинстве современных славянских языков ударение сильно изменило свой характер по сравнению с праславянским. Музыкальный характер ударение сохранило только в сербохорватском и словенском языках, однако в сербохорватском ударение систематически сместилось на один слог ближе к началу слова [фактически, на первый слог]. Восточнославянские, болгарский, словинский и кашубский языки сохранили подвижность ударения, но музыкальное ударение в них сменилось динамическим. В чешском, словацком, польском, лужицких и македонском языках ударение утратило как подвижность, так и музыкальный характер.


Главная >
Славянская фонология : Фоноэволюция славянской речи | Акцентуация праязыка славян | Книги о звуковом строе праславян
Родственное: Славянские языки | Русская фонетика | Панславянский язык | Книги по славистике
Вспомогательное: Общая фонология | Огласованные алфавиты

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 11.11.2018