Просодика праславянского языка


> > Общеславянская акцентуация
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский
Русская тройка с санями - прародительница индоевропейской колесницы?

Гипотетически ударение в праславянском языке было тоническим, или музыкально-экспираторным. Это означает, что все гласные звуки в слове произносились с одинаковой силой. Значение имели повышение и понижение тона, а также длительность звучания гласного [для раннего праславянского]. Среди современных славянских языков похожую акцентологическую систему сохранили сербскохорватский и словенский языки. Два музыкальных ударения имеются также в шведском языке, а в древности зафиксировано в древнегреческом языке.

Разделы о праславянской акцентуации и просодических явлениях:

Поскольку общеславянская акцентология является единой (или по происхождению) балто-славянской, смотрите также литературу по балтославяноведению.


Балтославянский характер праславянской просодики

Сходства между балтийской и славянской акцентными системами настолько велики, что позволяют реконструировать балтославянскую систему акцентуации.

Однако, необходимо отметить, что балтийский акут соответствует славянскому циркумфлексу, а балтийский циркумфлекс - славянскому старому акуту [!].

Балтославянскую неподвижную акцентную парадигму возводят к праиндоевропейским баритонированным существительным (с ударением на корне), а подвижную парадигму - к праиндоевропейским окситонированным существительным (с ударением на окончании).

Поздняя праславянская просодика

Для последней фазы существования праславянского языка реконструируют два исконных тона — акут (восходящая интонация, по версии В. А. Дыбо - восходяще-нисходящая) и циркумфлекс (нисходящая интонация) — и один инновационный — новый акут, появившийся в результате передвижения ударения.

У праславянских существительных выделяют 3 акцентные парадигмы, которые возникли из 2 первоначальных парадигм: одна была с неподвижным ударением на первом слоге [что сохранилось в сербскохорватском, чешском, и, наверное, в других славянских языках], а другая - с подвижным.

Владимир Антонович Дыбо в своей монографии Основы славянской акцентологии пишет: основной единицей описания праславянской акцентной системы является акцентная парадигма. Наиболее известно определение акцентной парадигмы, предложенное В.М.Иллич-Свитычем: "Термин акцентуационная парадигма (а.п.) подразумевает характерную для определенной группы слов, относящихся к какой-либо грамматической категории, совокупность акцентных отношений в различных формах слова, своего рода "акцентную кривую" грамматической парадигмы"

Важной особенностью праславянской акцентуационной системы являлось наличие интонаций (или слоговых акцентов). Оба термина не вполне удачны: лучше было бы говорить о слоговых интонациях или даже о слоговых тонах. Сложность проблемы слоговых интонаций имеет под собой два основания:

  1. во-первых, их реконструкция вынужденно строится на записях живой речи, произведенных в основном лишь в последние полтора века, зачастую весьма неполных и почти всегда, когда дело касается деталей, довольно субъективных;
  2. во-вторых, слоговые интонации, являясь компонентом акцентного контура и через него входя в систему акцентных парадигм, тесно связаны со всей просодической системой языка и ее историей, в частности с историей количеств и слоговых структур.

Первоначально слоговые интонации, строго говоря, являлись характеристиками слога, представляя собой разновидности слоговых тонов, по-видимому, контурного типа. В праславянском непосредственным сравнением они реконструируются лишь на ударных слогах, однако нет серьезных оснований исключать для какого-то периода истории праславянского языка возможность существования слоговых интонаций и на неударных слогах. Более того, имеются косвенные свидетельства в пользу этого. Связь слоговых интонаций с конкретными слогами (рассматриваемыми как морфонологические единицы) абсолютно прозрачна в родственной литовской акцентуационной системе. В праславянском в результате ряда передвижек ударения при возможной нейтрализации интонаций безударных слогов и трансформации системы количеств эта связь была сильно "затушевана", сохраняясь, быть может, лишь на морфонологическом уровне. Наложение силовых и музыкальных вершин в ударном слоге, по-видимому, синкретизировало тональный и силовой контуры слога, еще более усложнив проблему интерпретации результатов компаративистской процедуры относительно слоговых интонаций. В настоящее время сравнительно-историческая акцентология склонна к значительно большей осторожности при попытках ответа на вопрос о фонетическом характере слоговых тонально-силовых контуров, характеризующих ту или иную слоговую интонацию, чем это было в "классической акцентологии". По характеру рефлексов и исходя из системных отношений можно думать, что слог с праславянским "циркумфлексом" характеризовался нисходящим контуром, а слог с "новым акутом" — восходящим.

Значительно меньше оснований для суждения о характере контура праславянского акута. Обычно приводимые аргументы в пользу его восходящего характера при ближайшем рассмотрении оказываются крайне ненадежными. Скорее всего, это была восходяще-нисходящая интонация с краткой, но резкой восходящей частью и с более длительным нисходящим склоном. На это как будто указывает ее сербохорватский рефлекс (нисходящая краткость:""), единственный претендующий на непосредственное отражение праславянского акута. Словенское восходящее долгое ударение (') является, скорее всего, результатом удлинения рефлекса, подобного сербохорватскому (в процессе удлинения неконечных ударных слогов), в период, когда он утратил уже свой отчетливо нисходящий характер. Возможно, более ранний характер этого рефлекса (нисходящий) отразился в так называемой "новоциркумфлексовой метатонии", где произошедшее в результате дрейфа конечной долготы удлинение этого рефлекса дало долгое нисходящее ударение...

Просодические изменения в праславянском языке

Важные изменения пережил праславянский язык и в области ударения. В ранний период своей истории праславянский язык характеризовался разноместным словоударением, различием долготы и краткости слога и различием в слогоударении, т. е. в интонации. Ударные и безударные слоги различались высотой тона (тоническое ударение).

Первоначальную природу этих ударений в праславянском языке определить с уверенностью трудно; условно их обозначают терминами акут (') и циркумфлекс ("). 1. Вначале это различие было связано с долготой или краткостью гласных. Так, долгие гласные могли иметь только восходящее (акутовое) ударение. 2. Позже в определенных условиях произошла передвижка ударения, в результате которой на долгих гласных могло оказаться нисходящее (циркумфлексное) ударение. С этого времени ударение стало играть важную роль в грамматическом строе праславянского языка.

Тоническое ударение сохранилось в современном сербскохорватском и словенском языках. В других славянских языках следы его отражаются в долготе и краткости гласных, в перемещении места ударения в разных грамматических формах одного слова, в произношении некоторых звуков и т. д.

Примером различия ударения (интонации) на ударяемых слогах могут служить праславянские слова *vorna («ворона») — восходящее ударение на слоге or и *vdrnb («ворон») — нисходящее ударение на том же слоге. Это различие интонации оставило свои следы в русских полногласных формах типа ворона, ворон. В тех случаях, когда русское ударение падает на второй элемент полногласного сочетания (оро, оло, ерё), онеГ^ восходит к древнему восходящему ударению: ворона, корова, мороз, берёза, колода и др. В чешском языке все соответствующие слова будут иметь долготу: vгапа, krava, mraz, br?za, klada; в сербском — краткое нисходящее ударение: врана, крава, мраз, брёза, клада.

Ударение на первом элементе полногласных русских форм (оро, оло, ёре) отражает древнее нисходящее ударение: ворон, город, голос, берег [почему берёза, но не бёрег?], волос. В чешском языке в соответствующих словах находим краткий гласный: (ha)vran, hrad, hlas, breh, vlas, в сербском — долгое нисходящее ударение: вран, град, глас, брег, влас.

Современные славянские реликты праславянской просодики

В  праславянском языке ударение было подвижным и музыкальным. В большинстве современных славянских языков ударение сильно изменило свой характер по сравнению с праславянским. Музыкальный характер ударение сохранило только в сербохорватском и словенском языках, однако в сербохорватском ударение систематически сместилось на один слог ближе к началу слова [фактически, на первый слог]. Восточнославянские, болгарский, словинский и кашубский языки сохранили подвижность ударения, но музыкальное ударение в них сменилось динамическим. В чешском, словацком, польском, лужицких и македонском языках ударение утратило как подвижность, так и музыкальный характер.



© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 12.09.2022
[an error occurred while processing this directive]
Яндекс.Метрика