|
|
|
В настоящее время в результате археологических иследований были также найдены артефакты, на которых были особые письмена, которым было присвоено название вендских рун или рун Ретры (по первоисточнику их обнаружения). К ним относятся:
[Здесь речь пойдет, прежде всего, о неизвестных рунах с территории Польши. Причем, имеются свидетельства средневековых хронистов X-XII веков об использовании западными славянами рун для нанесения имен богов на их идолах.]
![]() Большинство этих памятников представляет собой предметы из кости (реже - дерева) с нанесенными на них надписями явно рунического начертания [нет дуг и горизонтальных черт, кроме П]. Одни пишут, что вендский набор состоит из 18 рун, другие - из 23. Потом разные "славянофилы" приплетают сюда магию, имена богов и из научной проблемы делают миф и бред. На рисунке вы видите 21 знак, из которых 3 повторяются - получается 18. Но некоторые знаки являются зеркальными копиями (чаще горизонтальными, иногда вертикальными) других. Другие тоже могут быть вариантами при сдвиге каких либо элементов вверх-вниз. Смотрите пары с вертикальным поворотом: А - Н, Б - Е. С горизонтальным: М - Ц/Ч, Н - К. |
Разделы страницы о руноподобной письменности древних славян:
![]() |
![]() |
![]() |
О венедских рунах впервые заговорили в 18 веке в Восточной Германии. В 1690-е годы в Прильвице ((Великое герцогство Мекленбургское) пастор Самуэль Шпонхольц нашел фигурки древних славянских божеств и ритуальных предметов с нанесенными на них руноподобными надписями, которые не читались на основе германских языков и имели во многом свой состав знаков. В 1720-х - 30-х годах в сочинениях местного краеведа Клювера был опубликован этот особый мекленбургский рунический алфавит (несколько вариантов [нужно найти все!] в разных изданиях) без указаний на источник сведений. В 1771-м году немец Андреас Готтлиб Маш приобрел коллекцию у пастора и издал каталог предметов с гравюрами. Вскоре после публикации коллекция исчезла. В 1796-м были опубликованы прорисовки ещё одной группы предметов с руническими надписями из Прильвицы (эта группа публикатором Я. Потоцким была признана сомнительного происхождения). Позднее в окрестностях той же Прильвицы (на озере Толлензе или Доленецком) были найдены 14 камней с краткими надписями того же типа.
Чаще всего там встречались надписи Ретра и Радегаст [кто расшифровал?]. Ученые пришли к выводу, что коллекция этих предметов принадлежала храму Радегаста из города Ретры [на острове Руян, который немцы впоследствии переименовали в Рюген]. Найдены были они на территории славянского племени ратарей, входившего в племенной союз велетов-лютичей [самых воинственных славян].
Венедские (древнелужицкие) раритеты Восточной Германии вызвали в Германии бум, особенно среди немцев, знавших свои славянские корни. Потом кто-то "доказал", что это "подделка" - и бум утих.
В самом деле, прильвицкие изваяния скорее похожи на позднеримские или эллинистические статуэтки. Не было у славянских божков (если судить по болгарским и новгородским находкам) римских доспехов, львиных голов, зубчатых корон и т.п. Хотя, возможно, это были фигурки из разграбленного славянами митреума - святилища бога Митры римского гарнизона. В то же время, имеются свидетельства современников о надписях на идолах из капища Радегаста.
Славяне всегда воспринимались в Европе варварами [теперь это на русских перенесено], и их не отличали от других племен, вторгавшихся в Европу с востока (скифов, гуннов, авар, хунгар, огузов, куманов, монголов). Учитывая рефлекторный доисторический страх европейцев с киммерийских (или лувийских) времен, а также то, что в нашествиях из Центральной Азии действительно часто принимали участие славянские племена (как покоренные, так и добровольные "казаки"), можно понять общеевропейскую политику принижения славянского вклада в европейскую и мировую цивилизацию.
Не скатываясь в ложный патриотизм, рассмотрим все же найденные тогда надписи, предположив, что это не подделка (допустим, что это и есть те самые "черты и резы", упоминавшиеся черноризцем Храбром).
Все прильвицкие находки (около 50 предметов, в т.ч. признанные сомнительными и поддельнымы) хранились в музее венедской (славянской) культуры в Ней-Стрелице (Новая Стрелица) до 1945-го, когда музей пострадал во время советского артобстрела немецкой группировки. К счастью, это сообщение оказалось ложным - прильвицкие статуэтки экспонируются в музее в Лужицкой Сербии (Восточная Германия).
Кроме прильвицких образцов (1) и мыкоржинских камней (2) к венедскому письму относят также надписи, найденые в 19 веке:
К ним можно добавить надпись из 4 рун на гадательной кости найденной уже в 20 веке в Полоцке (читается "гади" - (у)гадай).
Есть на земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое врат, со всех сторон его окружает большой лес, неприкосновенный и священный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые обращены на восток, ведут к морю (оз. Толензезе), лежащему поблизости и на вид ужасному.
У этих [морских] ворот не стоит ничего, кроме искусно построенного из дерева храма, в котором опорные столпы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь, а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич [сын бога солнца Сварога - Даждьбог/Аполлон?].
Здесь находятся и боевые знамена, которые выносятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам… (далее говорится о жрецах храма и ритуале гадания по коню). Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли [газы из болот выходят?].
Сколько в той стране областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных. Всеми этими племенами, которые вместе называются лютичами, не управляет один отдельный властитель… К нарушению мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда бывшие нашими рабами [миф из-за этнонима "славян"?], а затем из-за грехов наших ставшие свободными, отправляются в сопровождении своих богов помогать королю польскому.
Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком… Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами ["заэльбцами"]. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). [Поэтому у словен новый город варяги назвали Новгородом? Кстати, до сих пор в Югославии кремли называют стариградами.] Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами [рюриками], а их город Магнополис (Велеград – город Велеса [или Великий город?]). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти 4 народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами.
Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой, из всех них самыми могущественными являются ратари, живущие в центре… Их город - всемирно известная Ретра (Радигост, Радигощ) - седалище идолослужения. Там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот [а не 3?] и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что от Гамбурга до храма 4 дня пути.
[!] «…Суть иные вендов роды, между Эльба и Одер реками живут и далеко к полудню простираются, как и гурули, гевельды [которых принято считать германцами], сущие при Гибале реке и Доксе, левбузы, ивилины, сторреланы с иными. К западной же стороне провинция винулов [виндилов?], которыми ленчане и редари [ратари] именуются. Город их славный РЕТРА, там капище великое и главный бог их - Радегаст…»
[!] «…Их четыре племени и они называются лютичами, или вильцами; из них хижане и черезпеняне, как известно, обитают по ту сторону Пены, ратари же и долечане желали господствовать вследствие того, что у них ИМЕЕТСЯ ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД и ЗНАМЕНИТЕЙШИЙ ХРАМ, в котором выставлен идол РАДЕГАСТА, и они только себе приписывают единственное право на первенство потому, что все славянские народы часто их посещают ради получения ответов и ежегодных жертвоприношений…»
Западнославянские руны, при их сравнении с другими алфавитами (особенно руноподобными), обнаруживают наибольшее сходство с рунами германцев (особенно датскими) - сравните (вендские руны, подчёркнутые красным - очень похожи, а синим - почти похожи):
![]() |
![]() |
А теперь отобразим детальное сравнение вендских знаков (в порядке кириллицы) с германскими рунами и руноподобными знаками других письменностей в виде таблицы:
№ | Знак | Похожие руны | Примечания |
1. |
![]() |
Дат. | Эта герм. руна, как и |
2. |
![]() |
Шв. |
Шведская руна, возможно, произошла из гот. |
3. |
![]() |
Герм., дат., шв. |
Явное сходство с гот. |
4. |
![]() |
Дат. и шв. |
От гр. Γ или Κ. См. также гот. |
5. |
![]() |
Герм., дат., шв. | От пиц. или эвб.? |
6. |
![]() |
Руна | Гл. |
7. | Нет Ж. | ||
8. | Нет З. | ||
9. |
![]() |
Герм., дат., шв. |
Из гр., этр., лат. I [i]. См. также гот. |
10. | См. Г | ||
11. |
![]() |
Герм., дат., шв. | |
12. |
![]() |
Дат. | Чем-то похожа гл. |
13. |
![]() |
Герм., дат. |
Вендская руна видится первичней, ибо ближе к оригиналу N. Похожа и гл. |
14. |
![]() |
Руна |
Возможно, из гот. |
15. |
![]() |
См. гр. |
|
16. |
![]() |
Герм., дат., шв. | Также см. гот. |
17. |
![]() |
Дат. | Также гот. |
18. |
![]() |
Герм., дат. |
См. гот. |
19. |
![]() |
Герм., дат., шв. |
Связано с гот. |
20. |
![]() |
Анг. | |
21. |
![]() |
Дат. | |
22. | Нет Ш. | ||
23. | Нет Ы. |
Наблюдения и выводы:
Сокращения:
Близкое: Европейские руны (в т.ч. фракийские) | Сибирские руны
|