Славянские духи-хранители дома (домовые)


> > Языческий хранитель дома
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Домовой — дух дома, он хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Представлялся в виде человека, часто очень похожим на хозяина дома, или в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью.

Он ответственен за благополучие дома, особенно скота (в более древнее время функцию защиты скота выполнял дворовой). Главное же дело его — досмотр за хозяйством. Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове: подсобит работящему, поправит его про мах; ему приятен приплод домашних животных и птицы; он не терпит излишних расходов и сердится на них — словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив. Если ему жилье по душе, то он во всем служит этой семье. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей.

Кого домовой всерьез не любит, это пьяниц и простоволосых женщин. Чтобы с ним помириться, нужно положить под печь нюхательного табака или разноцветный лоскут, горбушку хлеба.

При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами, в противном случае хозяевам грозили беды.

Виды домовых и дворовых:


Домовой (домовик, дедушка, запечник, доможил, суседко, лизун, гнетко)

Одним из самых популярных духов или существ, который был известен предкам-язычникам и хорошо известен в наше время всем, даже тем, кто не признаёт язычество или даже считает себя атеистом, является домовой. Поверье в существование домашнего духа, который помогает или проказничает в доме, по какой-то причине не затёрлась под давлением христианства, которая называет домовых или духов-хороможителей, бесами и чертями. До сих пор представления о них живы и сохранились так точно, что многие знают - как подкармливать домового, как от него защититься, как умилостивить домового и другие интересные вещи.

Домовой издавна считается духом[-помощником] Велеса (Велесич). Так как Бог Велес покровительствует людям, их благополучию и благосостоянию, то домовые в этом ему помогают и всячески способствуют ладу в семье, здоровью людей и домашних животных.

Домовой, домовик, дедушка, запечник, доможил, суседко, дух-хранитель дома и многие другие имена и названия присущи домашнему божеству, покровителю жилища, хозяину дома, главному помощнику людей. С недавнего времени за домовым закрепилось и ещё одно название, которое известно, как - Барабашка.

Наверное, не нужно расшифровывать слово "Домовой". И без лишних объяснений понятно, что термин произошёл от слова "дом". Также понятен и эпитет "Суседушко". Дедушкой домового называют потому, что, по поверьям и свидетельствам людей, которые смогли его увидеть, домовой выглядит как дедушка небольшого роста с бородой. Славяне верят, что домовые рождаются старыми, а умирают младенцами. Истоки этого представления сложно трактовать, но возможно это происходит из древнейших поверий в то, что домовые духи - это души умерших предков, которые доживая в качестве домового до младенческого возраста, могут заново родиться человеком.

Кроме того, домового называют и другими именами.

Когда домовой злиться или хочет предупредить о чём-то, то может шуметь за печью, стучать, издавать различные звуки и даже выть. По этой же причине часто домового зовут Голбешник - по названию перегородки, которая находится за печью - голбец. Из некоторых славянских представлений, в которых домовой дух живёт в подполе, иногда его называют подпольником. Ещё одно название домового, которое не очень известно - Пастень или Стень - тень на стене, привидение.

Домовые существуют в каждом жилище, даже, несмотря на то, что в современном мире существует много миллионов домов и квартир. Обычно домовые никак себя не проявляют, следят за порядком, могут уберечь от разных неприятностей. Однако здесь не нужно рассчитывать на необыкновенную магию домового и считать, что он может выключить забытый вами газ или утюг и предотвратить пожар. В случае, если домовой почувствует угрозу, он попытается привлечь внимание различными способами, например необычными шумами и другими вещами. Однако современные люди настолько безразличны к этому, что забыли - что значит прислушиваться к подсказкам из иного мира.

Иногда домовой озорует или балует. Это может происходить по многим причинам. Домовой может просто шутить вследствие своей игривой натуры. Домовой может предупреждать о чём-то и указывать на имеющиеся проблемы, которые ему не нравятся и могут навредить людям и дому. Домовой может злиться на то, что люди-хозяева неправильно ведут себя в доме, относятся к хозяйству плохо. В последнем случае домовой может даже выжить людей из своего дома за их отношение. Считается, например, что домовой не любит ленивых. Беспокойство Домовых может проявляться по-разному. Например, могут пропадать вещи, а потом возникать на том же месте или в совершенно немыслимых местах. Люди могут слышать различные звуки - скрип, хлопанье дверей, звук бьющейся посуды, стук, беспорядок и так далее. Больше того, домовой может специально показаться людям. Люди могут увидеть своего призрачного соседа как некий человекообразный или движущийся образ боковым зрением. Считается, что домовых могут видеть домашние животные и дети, с которыми тот дружит, играет и общается.

В старину считалось, что особым вниманием у домовых пользуются лошади. Понравившуюся лошадь домовой холит и лелеет, заплетает ей гриву и хвост. Если же лошадь пришлась ему не по нраву, то он будет её мучить и всячески выживать. По этому же поверью, в старину люди подбирали лошадь по своему домовому, а именно - по окрасу его волос. Считалось, что домовой принимает лошадь, у которой цвет шерсти схож с цветом его волос. Если люди видели, что лошадь часто по утрам измучена и плохо себя чувствует, то принималось решение сменить лошадь на животное другого окраса. В большинстве своём люди уже знали, какого цвета лошади нравятся домовому, так как он жил в доме из поколения в поколение и о нём рассказывали своим потомкам отцы и деды.

Так же домовой имеет воздействие и на людей. Так как дух-хранитель часто бодрствует ночью, то на утро люди могут увидеть, что их волосы и бороды заплетены - это означает, что домовой расположен доброжелательно. Если же появляются непонятые синяки на теле, тем более если эти синяки болят, то значит - домовой чем-то расстроен, может быть даже разгневан и пытается таким образом показать свою досаду на хозяев. Во всяком случае, к домашнему духу всегда относились и относятся с большим уважением. Его нельзя оскорблять вслух и даже считалось, что не стоит произносить само слово "домовой" напрасно. Поэтому ему придумали и другие имена - дедушка, суседушка, хозяин.

Если хозяева дома переезжают на другое место жительства, то обязательно нужно забрать домового вместе с собой. Для этого с хлебом-солью просят домового выйти из старого жилища и прийти в новое. Иногда лопатой берут уголь из старой печи и переносят в новую печь (если переезд осуществляется из деревянного в деревянный дом). Считается, что вместе с этими угольями в лопате переносится и хранитель домашнего очага. При этом домовой переходит в новое жилище вместе со всей своей семьёй. Если дом только что построен и здесь не было жильцов, тогда проблем не возникнет, а вот если новое жилище уже было кем-то раньше обжито, то старый и новый домовые могут соперничать и даже драться, что может выражаться в постоянном шуме, как будто где то рядом сцепились два невидимых существа.

Если домовой проказит и уже нет никаких сил терпеть то, что происходит в доме, тогда его можно усмирить. Старинный метод говорит о том, что для усмирения необходимо закопать под порогом череп или голову козла. Считается, что домовые очень не любят и даже боятся коз и козлов. Но лучше, чтобы сам хозяин взялся за усмирение духа-соседа. Для этого нужно взять кнут и, обходя дом, стегать все углы, мебель, вещи, стены, пол и пр., приговаривая громким и самоуверенным голосом, чтобы домовой знал своё место, что он должен не проказить, а беречь хозяйство и помогать людям, а не вредить им. После этого домовой должен стать смирным. Здесь стоит сказать, что кнут выступает в роли символа Перуна, символа молнии и грома - мощным средством против любого проявления извне.

В современном мире, когда традиционная русская печь исчезла даже из многих деревянных домов, а в квартирах и деревянных домах современной планировки ей и вовсе не находится места, место жительства домового в жилище перемещается в кладовые с запасами. Также считается, что домовой может обитать на кухне.

Днём домового считается 28 января (День Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны). В этот день сохранилась славянская традиция чествовать домового. В домах, где стоит печь, обычно кладут хлеб за печку. Также в этот день кроме блюд, которые ставятся всем обитателям дома, ставят и ещё одно блюдо для домового. После того, как все поужинали, посуду убирают, но блюдо с яствами домового оставляют до утра. В качестве ритуальных блюд чаще всего выбираются - кутья, блины, кисель и другие. Для ритуала кормления домового стоит оставить в кутье или другом блюде ложку, чтобы домовому было чем отужинать предлагаемые яства. Ночью домовой приходит и ужинает. Этот ритуал практически не отличим от других ритуалов в честь предков, которым оставляли ужин на ночь. Поэтому считается, что домовой не просто существо из иного мира, а один из душ предков, который остался в доме, чтобы следить за благополучием своих потомков.

Воструха - запечный охранитель дома

Воструха — в древние времена исполнял обязанности, сходные с домовым. Живет рядом с человеком, в его жилище, чаще за печкой. Его главная задача — оберегать всё, что есть в доме. Ничего не упускает он из виду, не дает пропасть ничему. Особую роль он играет по отношению к молодым девушкам, честь которых он также старается оберегать, поскольку это тоже богатство дома.

Полазник - весёлый домовой

Полазник — так в древности называли домашнего духа, который украдкой нашептывал домочадцам разные веселые пророчества. Полазник всегда добр, поэтому гадания в его честь веселые и забавные. Он приносил счастье в новом году. В него верят все славяне: и в Сербии, и в Белоруссии, и в Чехии, и в Болгарии.

В некоторых странах Полазником называют первого человека, посетившего дом в новом году. Если Полазник известен как удачливый человек, год будет счастливым. Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина — женского.

Это благодушный, добросклонный божок, который произносит заклинания о размножении скота и здоровье людей.

Нички [озорные домовихи]

Мифические существа женского рода, которые творят в избах различные беспорядки. Шалуньи, которые в ночное время, особенно по пятницам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели.

Жена домового - злая кикимора (шишимора)

Кикимора — злой дух дома, маленькая женщина-невидимка. Иногда ее считали женой домового. Она является дочерью Огненного змея, поэтому проклятие родится вместе с ней и сопровождает ее постоянно в дальнейшем и ложится на всё, к чему она имеет отношение.

Внешность ее и смешная, и страшная: тощая телом, маленькая ростом. Несмотря на свое убожество, видит она далеко, бегает по земле быстро. Выходит она из-за печи по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле самой печи. Перепутает нитки, скомкает куделю, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать коклюшками, пугая малых детей. Если кого невзлюбит — всех из избы выгонит своими причудами. Если привидится кикимора в переднем углу с прялкой, то быть в доме покойнику. Изгнать ее из дома можно только специальными заговорами в определенный день — на Герасима-грачевника.

Дворовой - домовой по двору

Дворовой — исполняет те же функции, что и домовой, только не в доме, а в хозяйственном дворе. Большую часть своего внимания он уделяет не человеку, а скотине. Он бывает рассержен, тогда дружит только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает беспощадно: эта скотина спадает с тела, не ест, грива у неё спутана, хвост в репьях, общипан.

Лучше с дворовым дружить, а этой дружбы добиться нетрудно, если ему кое в чем потакать: не держать, например, белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит только вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор особым способом. Не придется дворовому по нраву новый конь — загоняет до смерти ночью, приглянется — гриву ему в косички заплетет, будет хо лить, чистить, корму сам подбросит.

Чтобы уберечь от дворового новорожденных телят и овец, хозяйки спешат унести их в избу и провести обряды, после которых новорожденная скотина становится «своей», и дворовой начинает о ней заботится.

Хозяину, который сумеет угодить дворовому, приходит удача за удачею. Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйском саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров — он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы. Нужно только уметь с ним дружить. Ублажают дворового на Михайлов день, поздней осенью, а если его не приветить, он уйдет со двора и нелегкая принесет черта вместо защитника-дворового.

Баган - дворовой по скоту

Баган [от "боган"?] — покровитель домашнего рогатого скота, который считался некоторой разновидностью дворового и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод. Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.

Вазила - дворовой по лошадям

Вазила [от "возила"?] — одно из явлений дворового, он является охранителем лошадей. Выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Вазила живет на конюшне, всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, — от хищного зверя.

Домашние и лесные цмоки

Цмок - дух, охраняющий дом, жилище и хозяйство человека. Это род домового, однако цмок живет не в доме, а прилетает к своему хозяину под видом кур, крылатых ящериц или змеек и открывающих клады. Он носит своему хозяину деньги [как коргоруши], делает его нивы плодородными, а коров — дойными. За такие заботы цмока-домовика хозяин, со своей стороны, обязан ставить ему на кровле дома или на гумне сковороду яичницы. В противном случае цмок разгневается и сожжет весь дом.

Бывают лесные цмоки, которые не столь благосклонны к человеку. Он более капризен, бессердечен. Он может ни с того, ни с сего напасть на скот и уморить его, в лучшем случае, выдоить молоко и съесть молодняк, навредить посевам. Лесных цмоков надо стараться ублажать.

Игоша

Так называли младенчика, который погиб еще в утробе матери и родился мертвым. Это был плохой знак для всей семьи, но этого младенца можно было приучить быть защитником. Его нужно было почитать наравне с домовым: класть ему за столом ложку и ломоть хлеба, бросить в окно для него рукавицы и шапку. Если этого не сделать, игоша начнет всячески досаждать домочадцам.

Коргоруши

Коргоруши — помощники домового; видом похожи на кошек. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину [домовому?] припасы и деньги из других домов.


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон | Боги войны | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 09.02.2017