Банники и банницы - славянские духи-покровители бани


> > Языческий хозяин бани
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Банник (Банный, Лазьник) — дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьем кожу. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Банник всегда моется после всех людей. Он приходит мыться после того, как помылись три пары людей, или после третьего пара, так как в ту пору моются черти, лешие, овинники, русалки. Чтобы добиться расположения банника, ему следовало оставлять в бане метлу, кусок мыла и воду на дне лохани. В жертву ему приносили черную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и закапывают под порогом.

Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле признается нечистым местом, а банище — и вовсе поганым. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! Человек, посетивший баню, считавшуюся «поганой», не мог идти в тот же день в церковь.

Разделы:


Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник)

Банник (Баенник, Баенный, Байник, Банной, Лазник) - один из домашних духов древних славян, который, по поверьям, обитает в бане. Дух бани или хозяин бани имеет свой характер и предъявляет к людям, которые пользуются его домом, особые требования.

По своему характеру банник довольно близок к другим домовым духам - домовому, овиннику, дворовому, кикиморе и даже лешему. Так, в частности, некоторые славянские мифы говорят о том, что все эти духи ходят мыться к хозяину бани. Отсюда следует поверие, что пользоваться баней можно только в три пара. На четвёртый пар со своими друзьями-духами идёт мыться сам банник, и человек, который окажется в это время в бане, может поплатиться за свою неосторожность, в частности - "угореть", "перепариться" и так далее. Также существует поверие, что нельзя мыться в бане после захода солнца.

Вера в банников является такой же древней, что и вера в домовых. Так, например, сохранились сведения, что славяне в определённые праздники, которые посвящались поминовению предков (осенние деды, солнечные праздники и т.д.), оставляли угощение для духов своих умерших родственников не только на праздничном столе и в различных частях дома, но и в бане и даже на крыше бани. Внутри бани на ночь рассыпали золу, а на утро ходили смотреть - приходили ли духи за угощением или нет. Если духи приходили, то на золе сохранялись следы, которые напоминали птичьи.

Банник, как и все другие духи, совершенно невидим для человека, покуда он сам не захочет явиться. В бане он живёт под полком или за печкой-каменкой. Часто в бане живёт не один банник, а целая семья - банник, жена и дети. Те, кто видел банника своими глазами, утверждают, что выглядит он как голый старик с длинными растрёпанными волосами и бородой. Славянские мифы говорят о том, что хозяин бани может обернуться котом, собакой, лягушкой, белым зайцем, веником или угольком.

У банника довольно крутой нрав. Если его всё устраивает, то люди-хозяева бани могут только наслаждаться, мыться и париться в своё удовольствие. Но если дух чем-либо разгневан, то может стучать, кричать, щекотать людей. Может запарить человека до потери сознания, ободрать кожу и повестить её на печку и даже кидаться камнями из каменки. Чтобы не гневить хозяина бани, нужно содержать это место в чистоте. Принято оставлять банникам воду, мыло, веник и другие необходимые вещи. Если же всё-таки люди начинают чувствовать, что в бане что-то идёт не так, стоит задобрить духа. Для этого в первую очередь необходимо прибраться, затем принести в баню кусок ржаного хлеба, который посыпан солью. Горсть соли бросить на каменку. Кроме того, стоит благодарить банника каждый раз после того, как помылись и насладились его гостеприимством.

Существуют народные представления о подарках банника. Например, у банника можно получить настоящую шапку-невидимку, но для этого нужно знать определённый день и совершить при этом особый ритуал. Также считается, что у духа бани имеется беспереводной целковый, то есть монета, которая всегда возвращается назад к человеку после того, как тот её потратил. Для того, чтобы получить целковый, нужно спеленать (как ребёнка) кошку чёрного цвета и ровно в полночь бросить её в баню, при этом потребовав: "На тебе ребенка - дай мне беспереводной целковый".

К баннику обращаются и с целью получить предсказание. До нашего времени сохранились упоминания гадательных обрядов, которыми увлекались девушки в праздники. Девушки приходили к бане ночью и совали в открытую дверь какую-либо часть тела. Если банник прикоснётся голой рукой - жених будет бедным, если мохнатой - богатым.

Жена банника - банница (банниха, байница, баенная матушка, обдериха, шишига)

Жена банника - банница, банниха, байница, баенная матушка или обдериха. Также супругу банника часто называют Шишигой. Банница выглядит как страшная, лохматая старуха, является в голом виде. Может обернуться хорошей знакомой или родственницей, чтобы завлечь в баню и запарить до смерти.


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон | Боги войны | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 09.02.2017