Славянская мифология

> Славянское язычество
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Славянский оберегающий орнамент

Невозможно постичь истину, не зная ее истоков.

Славянская мифология – это не только часть духовной культуры славянских народов I – II тыс., праславян (13 в. до н.э. – 6 в.н.э.) но и фрагментарно сохраняет наследие древнеевропейцев (ок. 3500 – 2000 гг. до н.э.), а также наследие позднеиндоевропейской эпохи (ок. 4500 – 3000 гг. до н.э.), раннепраиндоевропейской эпохи (VIII – VI тыс. до н.э.), евразийской (бореальной и ностратической) эпохи (XII – IX тыс. до н.э.) и эпохи расселения Homo sapiens по планете (35 тыс. лет тому назад и ранее).

Разделы страницы о фольклоре и верованиях древних славян на их и общеславянской родине - преданиях, мифах, богах и культах:

Также смотрите страницу о мифологии индоевропейцев - предков славян, а также ещё более древней евразийской мифологии.


Общеславянские мифологические сюжеты

Хронология основных сюжетов славянской мифологии выглядит следующим образом:

  1. Древнейшим (доностратическим) мифом является миф о Мировом древе, причем среди других деревьев с функциями Мирового древа у славян и у осетин выступает яблоня (которая связана со свадебными и с похоронными обрядами).
    Вероятно, отражением этой мифологемы являются различные "молодильные" яблони: древнегреческий миф о хождении Геракла за яблоками гесперид, шумерский миф о плавании Гильгамеша за яблоками вечной жизни.
    Возраст мифа – 35 тыс. лет. (этот миф есть у всех народов мира и у австралийских аборигенов, причем Австралия стала материком 40 тыс. лет назад, и ее обитатели не контактировали с другими народами).
  2. Следующий уровень (XII – IX тыс. до н.э.) славянской мифологической системы (ностратического происхождения) связан с мифами о Деве Творения, принявшей облик водоплавающей птицы, которая снесла Мировое яйцо; с мифами о двух Птицах, создающих мир, причем одна творит Добро, а другая Зло (дуализм, вошедший в религии народов Востока, в зороастрим и иудаизм); с мифами, где лук и стрелы представлены как система мира [?], причем с ними связаны представления об изобилии, плодовитости и судьбе; с мифами о Волчьем боге, который в славянском пантеоне известен как Велес.
    Обоснование возраста: все эти мифы есть в мифологии индоевропейских народов и в сибирской мифологии у финно-угров, уральских и тюрко-алтайских народов [т.е., бореальных ностратических].
  3. Третий хронологический уровень (VIII – VI тыс. до н. э.) представлен мифом о Великой богине (в славянском пантеоне Макошь или Лада) География мифа показывает, что он зародился на Ближнем Востоке, в среде ранних индоевропейцев, причем Великая богиня перенимает функции и Девы творения и Волчьего бога. Она – творец всего живого и обеспечивает плодовитость, плодородие и изобилие.
    Обоснование возраста: этот миф есть у индоевропейских народов и народов, языки которых относятся к ностратическим на Востоке.
    В индоарийском пантеоне это, вероятно, Рада - жена Шивы, в древнегреческом - наверное Афродита или Деметра, в ханаанском и месопотамском - Астарта / Иштар. Скорее всего, этот мифосюжет более древний, т.к. статуэтки Богини-матери обнаружены в стоянках палеолита.
  4. Четвертый уровень образован кузнечными мифами (IV тыс. до н. э.). В славянской мифологии – это мифы о божественном кузнеце - демиурге Ковале (например, былина о пахоте на чудовищном змее). Кузнец также отождествляется со Сварогом, а позже это образ Кузьмы-Демьяна.
    Скорее всего, былина о пахоте на Змее Горыныче связана с попыткой объяснить происхождение "змиевых валов" - оборонительных сооружения киммерийцев от скифов в Крыму и на Тамани.
    Обоснование возраста: в Европе медь появляется в конце V тыс. до н.э., а масштабная кузнечная обработка разворачивается с середины IV тыс. до н.э. в Потисье, на Балканах, во Фракии.
  5. Пятый уровень: мифы, отражающие ареальные контакты праславян / древнеевропейцев с праиранцами и индоариями. С ним связаны известные параллели Сварога и др.-инд. Варги, названия богов славянского пантеона иранского происхождения (Хорс, Стрибог, Семаргл). Однако более впечатляют многочисленные параллели между славянскими мифологемами и сюжетами нартского эпоса. В первую очередь, это полное воспроизведение сюжета о яблоне, растущей в саду, на которой появляется только одно молодильное яблоко, похищаемое птицей с золотым оперением как в нартском эпосе, так и сказке о Жар-птице, Иван-царевиче и Сером Волке.

Мотив русской народной сказки о Василисе Премудрой, дочери Морского царя, оперение которой [или кожу лягушки] похищает Иван-Царевич, чтобы заручиться ее поддержкой, также находит свою аналогию в нартскогм эпосе, являясь продолжением сюжета о яблоне: нарт Ахсар, преследуя птицу, похищающую яблоки в саду у Нартов доходит до моря – царства Донбеттыра, Морского царя, и, отдав золотое перо, спасает его дочь Дзерассу, которая стала родоначальницей Великих Нартов...

Сходство персонажей и сюжетов в мифологиях соседних народов

Балтская первооснова славянской мифологии

Поскольку славянский этнос вырос из балто-славянской общности, закономерно искать в языческих представлениях древних балтов созвучные представления с древнеславянскими.

Вот явные параллели между балтскими и славянскими богами:

Влияние арийской мифологии на славянскую

Три уровня близости арийских и славянской мифологий: 1) общее индоевропейское наследие в условиях совместного и соседского проживания рядом с индоевропейской прародиной (в эпоху первых миграций); 2) идеологическое взаимовлияние индоарийских, иранских и балто-славянских племён в Восточной Европе (либо при прохождении индоарийцев из своей арктической прародины); 3) влияние скифо-сарматских верований на восточных славян на южной окраине будущей Руси (в Диком Поле) в условиях данничества земледельцев у скотоводов (и те и другие были как славянами, так и скифами);

Влияние индоарийской мифологии на славянскую

Иранское влияние на восточнославянскую мифологию

Взаимные иранско-славянские контакты в сфере религиозных верований подтверждаются такими лексическими инновациями, как, например (примеры из Славского):

  1. праслав. *divъ 'злой дух, демон, чудище' наряду с иран. *daiva- 'ложное божество старой веры, демон, злой дух' < и.-е. *deiwos 'бог, небесное существо' - ср. др.-инд.. devah 'бог', лат. deus, др.-лат. deiuos, лит. dievas, др.-прусск. deywis, лтш. dievs и т.д. (с. 370-371).
  2. праслав. *bogъ наряду с ир. *baga- 'бог' < и.е. *bhagos 'наделяющий, податель' - ср. др.-инд. bhagah (с. 369).

Кельтские истоки славянских страшилок


Главная
О праславянах и их языке: Хронология | Балто-славика | Прародина | Мифы | Особые черты | Фонетика | Морфонология | Лексика | Фразеология | Грамматика | Библиография | Ссылки
Родственное по славянским языкам: Славяноведение | Книги по славистике | Церковнославянский язык и азбука | Русские префиксы, суффиксы, корни и словари | Панславистика
Вспомогательное: Индоевропейский праязык | Y-ДНК популяция R1a | Железный век Евразии | Древняя Русь | Славянские топонимы Германии
Славянские страны: Россия | Белоруссия | Болгария | Босния | Македония | Польша | Сербия | Словакия | Словения | Украина | Хорватия | Черногория | Чехия

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 09.02.2017