Жива - славянская богиня весны


> > Живана, Жива, Дзиева
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Жива (Живана, Дзиева, Дева) — в представлениях западных славян это олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека. Это главное женское божествоМакошь?]. Она воплощает жизненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти.

Разделы о славянской богине весны и процветания природы Живе:

Также смотрите историю восточных славян.


Богиня весны Жива (Живана)

Жива, Живана является великой славянской богиней. Жива - это олицетворение весны, любви, молодости, красоты и процветания природы. Живу чествуют и прославляют весной, когда начинает расцветать природа, сады, огороды и поля, появляется первая зелень, листочки, цветы. Считается, что именно весной можно увидеть богиню Живу и её прислужниц Живиц. Они летят над землёй и там, где они пролетели, зелень начинает расцветать ещё пуще.

Жива считается животворящей богиней. По весне она воскрешает умершую природу и возвращает людям радость. Изображают её в виде молодой девушки с плодами в руках. Некоторые из славянских слов произошли от имени богини Живы – жито, жильё, жизнь, животина, живот, заживляющее и др.

Кукушка - воплощение Живаны

Воплощением Живы считают кукушку [поэтому праздник в честь Живаны 1 мая называют ещё Кукушкиным днём - см. ниже]. По славянским поверьям весной кукушка прилетает на землю из Ирия (славяно-языческого рая) и считает часы рождения, жизни и смерти. Языческие волхвы гадали по кукованию этой птицы не только о том, сколько осталось жить, но и на многие другие важные вещи.

В одной из древних польских хроник, где рассказывалось о верованиях славян, упоминается капище Живы. Там говорится, что капище было построено на горе и названо Живец. С первыми днями мая здесь собирались люди, приносили жертвы и подношения богине весны, которую считали самим источником жизни. Причём приносить жертву доставалось тому, кто первым увидел ласточку, аиста или первым услышал кукушку.

Праздники Дзиевы

Живин (соловьиный, кукушкин) день

Праздником Живы считается 1 мая (по новому стилю - 15 мая) – Живин День (по русско-православному уставу - "Перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба"). Он также по-народному называется Соловьиный праздник (укр. «Солов’їний Великдень»), День кукушек, Свистозарник, Свистуньи, Свистопляски, Праздник первых ростков, Всходы, Вьюны, Зелёные святки. А по-православному - другие простонародные названия: Борис и Глеб – сеятели, Борис Хлебник, Боришь-день, Барышник, «Барыс Кажалуп» (белорус.), также Афанасий тёплый.

Ночью накануне разжигают костёр «до неба». Материал для костра: во-первых, это солома, мякина, обмолоченные снопы, а во-вторых, – всевозможный мусор со дворов, всякое старьё, хлам, старые мётлы. Костёр должен быть большим, видимым издалека, так как считается, чем большую площадь озарит его пламя, тем щедрее будет солнце светить на поля. Поэтому деревенские ритуальные костры, как правило, разводились близ посёлка за околицей на высоком месте. Общей чертой всех ритуальных костров является зажигание их от «живого огня», т. е. от огня, добытого трением; в редких случаях допускается получение огня с помощью кресала – огнива и кремня. Для получения огня требовались две вертикальных стойки, на которые укладывалось поперечное бревно, нажимавшее на вертикальное бревно-веретено, приводимое в движение 12 мужчинами. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: Кто прыгнет высоко У того смерть далеко. На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра. [Также] в этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

У наших бабушек была забота – собрать в этот день на заре целительную росу с берёзовых листьев и дать испить чудесной влаги прежде всего – в доме болящим, затем кормильцу-пахарю, деткам, да и себе на здоровье. Вбирая в себя все целебные силы берёзы, жемчужная капелька наполняется за ночь необычными свойствами врачевать всевозможные недомогания, заживлять раны, исправлять слабеющее зрение. Собранный и высушенный в этот день сбор молодых листьев берёзы очень ценился. Сама берёза способна успокаивать и утишать душевные боли. Обычай прийти к берёзе, положить на неё свою буйную голову исстари соблюдался русским человеком, он дарил возможность не спеша, не горячась подумать: как быть, как поступить, что сделать. Берёза для русского человека всегда была безмолвной советчицей [!].

Для рождённого в этот день - берёза, что вторая мать. По обычаю, он должен посадить берёзку, оставить после себя добрую память. Но есть ещё одно сокровенное желание у рожденного в этот день. Это – на счастье и полную жизнь – в кустах или среди зеленеющих веток деревьев увидеть белого соловья. Такое выпадает, как говорят старики, раз в жизни. Соловей не обладает особенной красотой перьев, не приметен среди весенней листвы. Он вьёт гнездо в сокровенных местах, куда ни один глаз не проникнет, куда ни одна нога не вступит, ни один хищник не сможет пролезть. Так же в своей жизни устраивает дом и рождённый в этот день. Его дом – это его крепость. Рождённый в этот день – истинный попечитель птиц: приветит и поможет птицам и ему от них будет добро. Он также обладает даром услаждать слух своим голосом под стать соловьиному. По наблюдениям наших предков, рождённый в этот день от природы наделён пылкой впечатлительностью, порой обманчивой, подводящей его в сложных житейских ситуациях. Поэт, певец, собиратель славы среди людей, оратор и умелый дипломат, он может вдохновенным словом зажигать сердца.

Поговорки и приметы на Живин день

Рябина зацветает – тепла на землю прибывает.

Не отсеялся до Афанаса – не поешь хлеба до Спаса.

Запоёт соловей на другой день после Еремея-запрягальника (?), будешь с хлебцем. Поют соловьи перед Маврой (накануне 3-го мая) – и весна зацветёт дружно. Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную. На Соловьиный день поспевает земля. Коли соловей запел, то водополью конец подоспел. Соловей-птица мала-мала, а и та знает, когда май. Соловей поёт всю ночь – будет солнечный день. Соловей начинает петь, когда напьётся росы с берёзового листа. Запел соловей основательно – весна пошла на убыль, а лето – на прибыль. Запел соловей, зацвела черёмуха – жди двухнедельного похолодания. Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведёшь лето. Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.

Борис и Глеб сеют хлеб. Св. Бориса и Глеба – барышдень. Торговцы стараются что-нибудь продать выгодно, чтобы весь год торговать с барышом (поверье: всё, что посажено в этот день – будет хорошо расти, а что начато – в том будет успех). На св. Бориса – сам боронися (западн., барышники плутуют). Не отсеялся до Бориса – с Бориса сам боронися (иссякают благоприятные сроки).

Святой Борис, по мнению белорусов, «барануець, поле раўнуець», «ячмень сеець з поўнай сявенькі, з правай жменькі, кіне рэдка – дасць Бог густа». «Барыс – апякун поля і жывёлы» (белорус.).

Близкий к Живину дню - Еремей Запрягальник

Ереме́й Запряга́льник — день в народном календаре у славян, приходящийся на 1 (14) мая. На Еремея у восточных славян — третья и последняя встреча пролетья [1], последняя неделя пахоты и начала сева [2]. У южных славян в этот день выполняются ритуалы, направленные на изгнание змей [3].

Другие названия рус. Макарий [4], Еремей, Запашник, Посевы, Засеватель, Пролетье, Гулёный день [5], Встреча пролетья [6]; белор. Макарэй [7]; болг. Ирима, Иримия, Ерма, Ирминден, Еремия, Зъмски ден [8]; серб. Јеремијиндан [9], Змиjски светац, св. Jepeмиja, Еремиjин дан, Еремиа, Ирмиjа [10], Женско весеље [11]; чеш. и словацк. Fiilpa a Jakuba [4]; польск. Jakub, św. Filip i Jakób apostołowie [4].

Народные традиции на 1 мая

1 Мая традиционно считался праздничным днём в сельской среде дореволюционной России как «праздник весны, начала лета» [12]. Говорили, что в этот день ходит Ярило ночною порой в белом объяринном (объярь — волнистая шелковая материя, муар) с серебряными или с золотыми струями балахоне, на головушке у него венок из алого мака, в руках спелые колосья всякой яри (яровой хлеб: пшеница, ячмень, овёс, греча, просо). Где ступит Яр Хмель — там несеяный яровой хлеб вырастает, глянет Ярило на чистое поле — лазоревы цветочки на нём запестреют, глянет на тёмный лес — птички защебечут и песнями громко зальются, на воду глянет — белые рыбки весело в ней заиграют. Только ступит Ярило на землю — соловьи прилетят (Соловьиный день), помрёт Ярило в Иванов день — соловьи смолкнут [13].

В селе Караяшник Воронежской области 1—2 мая праздновали приход весны и появление всходов на полях. На улицах на кострах готовили майскую кашу. Каждый приносил что-либо из продуктов: пшено, картошку, сало, яйца, лук, масло и делали общий стол. Молодёжь устраивала гулянья. Пели песни: «Жавороночек, прынеси весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на ржаной копне, на овсяном снопе» [14].

В Олонецкой губернии в этот день встречали весну с соломенным чучелом, закреплённым на шесте, и ставили его на возвышенном месте. Туда приносили пироги, различные кушанья и водка. Около чучела организовывали застолье, после чего поджигали чучело и плясали вокруг него, пока оно не сгорит [15].

Поговорки и приметы на 1 мая

Третья и последняя встреча пролетья, весны [6]. На первую майскую росу бросай горсть яровины на полосу [22] Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду князь, хоть в воду — да в пору [23]. Еремея подыми сетево (1 мая) и Еремея (Ермия) опусти сетево (31 мая; то есть начало и конец посева) [24].

Близкий к Живину - Афанасьев день

Святой Афанасий Великий родился в 295 году в Александрии, а умер 2 мая в 373 году. Болгары Афанасьев день (Атанасовден) отмечают 18 января: «Святой Афанасий выгоняет зиму». [Судя по народным поговоркам, на Руси он отмечался именно 2 мая (по старому стилю).]

Близкий к Живину - Духов день

Духов день у православных празднуется на 51-й день после Пасхи - на следующий день после Пятидесятницы, называется также Понеде́льник Свято́го Ду́ха. У католиков - на 50-й день, в воскресенье, и называется Пра́здник Соше́ствия Свято́го Ду́ха. [Если дни Пасхи приходятся на 8 апреля - 5 мая, то Духов день будет приходиться на 28 мая - 24 июня]

На востоке Балкан и у восточных славян Духов день был связан по преимуществу с комплексом поминальных ритуалов, с «душами» умерших и пр. (как Задушницы, Русалии, Троицын день), тогда как на западе славянского мира этот день почти целиком посвящён пастушеским праздникам.

Для восточно-славянской народной традиции были характерны поверья о том, что земля на Духов день — именинница. В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие 6 недель — на всё оставшееся лето. Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им влагу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее. [Поэтому это еще и весенние Русалии - поминовение душ умерших.] На Украине был обычай на «Богодухів день» освящать колодцы, так как считалось, что именно в них скрываются вышедшие из рек и озёр русалки.

Поговорки и приметы на Духов день:

Весна [после весеннего равноденствия - вариант Навруза]

Кроме вышеназванного праздника, в народном календаре также и 25 марта отмечается праздник похожей тематики - Весна – по поверьям в этот день открываются ворота Сварги [неба?], и на землю спускается Жива вместе с другими весенними богами.


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон (боги войны, и др.) | Обряды славян | Языческая география | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии
Родственное: Язычество балтовБалтский орнамент) | Славянский календарь | Народные приметы | Мифы индоевропейских народов | Мифология праиндоевропейцев | Евразийские мифы

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 07.08.2019