Хорс - бог солнца у древних славян


> > Славянский Гелиос
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Хорс — один из семи богов пантеона князя Владимира (Киев, 980 г.). На примере этого бога можно проследить то, что часто функции богов со временем менялись буквально на прямо противоположные. По традиции Хорс считался солнечным богом, но в «Слове о полку Игореве» говорится, что князь Всеслав ночью волком рыскал и «великому Хорсу путь перерыскивал». Из этого можно сделать вывод, что здесь Хоре выступает как бог Луны, а не Солнца.

Разделы страницы о праславянском культе Хорса - Бога солнца:

Также смотрите историю восточных славян


Важность и значимость бога Хорса у славян

Хорс (др.рус. Хърсъ, Хорсъ) - бог солнца у древних славян. Вокруг данного божества не утихают споры, однако ясно одно - Хорс занимал особое место в мифологии славян и почитался наравне с самыми высшими богами языческого пантеона.

Важность и значимость данного бога подтверждается историческими фактами, а также литературными источниками, где фигурирует имя солнечного бога. Так, например, известно, что Владимир поставил идол Хорса в числе других богов на капище в Киеве: «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы». Хорс упоминается и во многих других литературных памятниках древности. В «Хождении Богородицы по мукам» говорится: «Они все богы прозваша солнце и месяць, землю и воду, звери и гады то сетьне и человечьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша». В «Слове о полку Игореве» говорится: «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше», что исследователи переводят как путь Солнца (Хорса), который перебегал Всеслав Полоцкий. Кроме этого, Хорс упоминается в таких исторических документах, как: "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру", "Житие блаженного Володимера", "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", "Беседе трех святителей".

Частота упоминаний Хорса настолько велика, что сравнима с частотой упоминаний таких языческих богов, как Перун и Велес, что ставит этого бога в разряд высших. И это не удивительно, ведь божество солнца практически во всех культурах считалось одним из самых главных и почитаемых. Вот так описал немец Вундерер бога Хорса, когда увидел его изображение во время путешествия по Руси в 1589-1590 годах: «Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч». Исследователи славянской культуры делают предположение, что, скорее всего, Вундерер ошибся, и Хорсом (Корсом) являлся идол с крестом (равносторонний крест — символ солнца), а идолом на змее с мечом и огненным лучом (молнией) являлся бог-громовержец — Перун.

Иранская этимология теонима Хорсъ (Хърсъ)

Изучая происхождение имени этого божества, лингвисты выяснили, что этимология слова «Хорс» может быть и не славянской. Существует версия, что Хорс происходит из иранских языков: ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt, перс. xuršēt‎ «сияющее солнце», осет. хур «солнце». Бог восходящего солнца Хорсет был известен у иранцев и персов. Даже если принять во внимание ту теорию, что Хорс был заимствован из другой культуры, глупо было бы предполагать, что у славян не было бога солнца, так что даже при таком раскладе, заимствованное имя Хорса просто встало на замен уже существующему, имя которого могло затеряться в толще тысячелетий. Однако в последнее время эта теория подвергается большим сомнениям.

Во-первых, если следовать тому, что иранские и славянские народы произошли от единого пранарода — индо-европейцев, то может статься, что Хорс является одним из древнейших богов, который присутствует, как в верованиях иранских, так и в верованиях славянских народов. Во-вторых, в свете других исследований было выяснено, что Хорс может быть вполне русским словом: «хоро» - круг, колесо (хоровод, хоромы). От слова «хоро» произошло и слово «коло», которое также обозначает круг — колесо, коловрат, коло (солнце) и так далее.

[Скорее всего, наоборот, эти славянские слова произошли из иранского корня, т.к. в арийских языках праиндоевропрейское *l закономерно перешло в праарийское *r.]

Имя Хорса закрепилось и в топонимике: 1) Хорсово болото и овраг Хорсов в Новгород-Северской области 17-18 вв, 2) Бывшая деревня Хорсивка в Харьковской области, 3) речка Хорса в Архангельской области, 4) остров Хортица на Днепре.

Почему существовало 2 Бога Солнца?

На самом деле, у славян-язычников был еще третий бог Солнца - Ярила (он же - Яровит, Руевит ?) - как весеннее проявление солнечной силы плодородия.

Различие сакральных функций Даждьбога и Хорса

Стоит остановиться на таком интересном моменте, что Хорс - не единственный бог солнца в языческом пантеоне древних славян. Ещё одним богом солнца и солнечного света является Даждьбог. Такое непонятное соседство двух богов, заведующих одним светилом, долгое время ставило в тупик исследователей. Сегодня считается, что Даждьбог является богом солнечного света и подателем тепла. Даждьбог — бог, дающий свет, живительную силу. Хорс также является солнечным богом, однако он является богом непосредственно солнечного диска.

[Кстати, в евразийском и индоевропейском культе Дня и Сияющего Неба небесный (дневной) свет также отделялся от самого небосвода (и даже не связывался с Солнцем). Возможно, потому что он возник в Заполярье, где горизонт освещался солнцем, которого не было видно.]

Даждьбог и Хорс - Аполлон и Гелиос

В греческой мифологии Даждьбогу соответствует бог Аполлон — бог света, а Хорсу — Гелиос, который является божеством солнечного диска. Подобная двойственность Солнца наблюдается и в мифологии этрусков, где бог Каве является божеством солнечного света, а бог Усил — богом самого Солнца.

[Что интересно, сл. Хорсъ и гр. Helios - имеют единое фонетическое происхождение (*su̯el-) и означают на праиндоевропейском - "солнечный свет" или "солнечное тепло" и, скорее всего, родственно "колесу" (*kᵘ̯elo-). Видимо, и вправду, культ этот - общеиндоевропейский.]


Главная
Религия и эпос славян: Строение мира | Светила | Агро-календарьнародные приметы) | Обряды | Былины | Сказки и персонажи ( чудо-камни, чудо-вещи, чудо-травы, чудо-птицы, чудо-звери, чародеи, кудесники ) | Ресурсы | Литература
Группы божеств: боги войны | огонь | защитники душ | домовые | банники | овинники | водяные | берегини | русалки | бесы | напасти
Славянский пантеон: Белбог | Велес | Даждьбог | Коляда | Лель | Морозко | Перун | Род | Сварог | Святобор | Семаргл | Стрибог | Триглав | Хорс | Чернобог | Ярило | Ящер | Зевана | Карна | Лада | Леля | Макошь | Морана | Неделя | Жива | Жля
Родственное: Язычество балтовбалтский орнамент) | Мифы индоевропейских народов | Мифы праиндоевропейцев | Евразийские мифы

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 13.09.2022
[an error occurred while processing this directive]
Яндекс.Метрика