Славянский бог леса Святибор


> > Бог бора Святибор
Праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ѣ | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Труды-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Славянские словари: Старославянский | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | Сербохорватский | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Бор (Святобор) — бог лесов и покровитель охоты славян язычников. Иногда он любит подшутить над человеком — если разозлится — и мучает [как леший?], сбивает его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие — его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могуче самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. У Бора есть свойство, что он может обозреть все свои владения и при свете, и в темноте, но ночью, как светляки, мелькают его огненные очи.

Бог Святобор - один из высших Богов славян-язычников, который заведовал лесами и лесными угодьями. Сыновьями Святобора и верными помощниками в лесных делах являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Само имя Святобор или Святибор говорит нам о том, что местом управления данного божества является бор или лес.

В лесу он хозяин и полновластный правитель. Тот, кто покушается на лес с нечистыми помыслами, неуважительно относится к деревьям, траве и плодам лесным, наносит большой или невосполнимый урон в силу своей жадности или глупости, обязательно узнает на себе гнев этого Бога. В его задачи, так сказать - на вверенном ему участке земного существования, входят поддержание жизни, обеспечение гармонии и согласия между всеми его обитателями.

Кроме вышеуказанных провинностей, за которые не прощает Святобор, стоит указать ещё несколько поверий древних и современных славян. Охотник не вправе посягать на жизнь зверя с детёнышем, или животное, которое ждёт приплод. То же относится и к рыбе, которая идёт на нерест. Святобор отвечает и за водную составляющую лесов. Ни в коем случае нельзя делать вырубку и калечить деревья в священных местах, куда славяне ходили просить Богов о помощи, где славили пращуров, где ставили кумиры или возводили капища или в тех местах, которые считались местами силы, где жили духи и божества. Такие места являются местом обиталища Святобора и его помощников.

Святобор в понимании славян - само олицетворение природы. Не какое-нибудь злое и лохматое существо, а сама природа, её лик. Природа всегда жива и является главной кормилицей человека. Обижая бога Святобора, мы обижаем природу, а следовательно саму жизнь. Издревле люди на славянской земле называли: траву, кустарники и деревья - волосы Матери-Сырой Земли, горы и камни - кости её, вода - кровь Земли, роса - пот, корни растений - жилы и сухожилия и др. Следуя этим понятиям, всё это есть единое тело Матери Земли, за которой и призван ухаживать Святобор, защищать его от посягательств и нерадивого использования.

Свентобор и его сыновья-помощники

Как уже говорилось, помощниками Святибора являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Все эти существа не так добры к человеку, как их повелитель. Мало того, они считаются очень опасными и коварными существами, с которыми лучше не встречаться в лесу. Туросик - это тур или олень с золотыми рогами (или представлявшийся им дух), который повстречавшись в бору человеку, покорял его своим видом. Человек, влекомый диковинным животным, шёл вслед за Туросиком и оказывался в непроходимом болоте, из которого назад пути нет. Стукач - изображает стук топора в лесу. Люди (в основном заблудившиеся), услышав этот стук, шли на него, надеясь найти помощь, и также оказывались в непроходимых болотах и трясинах.


Главная
Сказки, мифы и эпос славян: Славянский пантеон | Боги войны | Сказки славянских народов | Исторические предания славян (былины) | Ресурсы о славянской религии | Литература по славянской мифологии

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 20.02.2017