Славянский бог неба Сварог


> > Бог неба Сварог
Объединённый праславянский словарь: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | Ѫ | П | Р | С | Т | У | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ю | Ѭ | Я | Ѩ
Праславянские словари-источники: Дерксен-Старостин | Покорный | ЭССЯ (Трубачев)
Слав. словари: Ц.-слав. | Русский | Белорусский | Болгарский | Лужицкие | Македонский | Польский | С.-хорв. | Словацкий | Словенский | Украинский | Чешский
Словари балтских языков: Прабалтский | Прусский | Ятвяжский


Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Сварог — бог небесного огня, покровитель домашнего очага и кузнечного ремесла, считался владыкой Вселенной. Один из главных богов славянского пантеона. Во мраке он возжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь солнцу. Он зажег от своего огня домашние очаги и повелел людям жить семьями, научил из обрабатывать железо, выковал первый плуг и показал, как пахать землю. Родив Даждь-бога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.

Имя Сварог, вероятно, происходит от корня «вар», то есть жар, горение.

Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу — рождающее Дажьбога.

Второй сын Сварога — [Огонь] Сварожич, олицетворение земного огня. Огню приписывалась очистительная сила. В старинном заговоре на горячие угли говорится: «Батюшко ты, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, тако же сожги и спали всяки скорби и болезни, страхи и переполохи».

[А как же Земля, которую он сотворил - не его дитя?]

Разделы страницы о небесном творце Земли и покровителе кузнецов славянского языческого пантеона:

Также смотрите историю восточных славян


Сварог - создатель Земли

Сварог - один из самых высших богов славяно-языческого пантеона. Сварога почитают, как бога неба и творца Земли. Сварог также считается покровителем воинов и оружия. Является богом-кузнецом, который научил людей ковать изделия из металла. Любая кузница уже сама по себе является капищем Сварога, а наковальня и молот - символами Сварога. По одной версии он - сын Рода, по другой - его ипостась. Сварог является покровителем свадеб, которые заключаются между людьми. Он является отцом богов Сварожичей, самым главным из которых является бог солнца Даждьбог. Небо и Солнце, как отец и сын, присутствуют во многих древних верованиях и можно провести множество аналогий между славянскими Сварогом и Даждьбогом и богами других народов.

Бог-кузнец Сварог - господин металла и закователь брака

Одной из самых известных сторон, приписываемых одному из высших богов славян, является его кузнечное дело. По преданиям, которые дошли до нас и в виде сказок и в виде упоминаний в поучениях против язычества, Сварог научил людей ковать металл и создавать орудия труда. Для этого он дал людям клещи, которые упали с неба: "въ вpемя цаpства его спадоша клеще с небесе, нача ковати оpyжье. Пpеже бо того палицами и камением бьяхyся (Лаврентьевская летопись)". Некоторые исследователи старинного фольклора относят это предание к находке людьми упавшего с неба метеорита, который состоял из железа и который послужил первым источником металла для древних славян, однако это лишь предположение. Стоит отметить, что Сварожичем называли как огонь, так и падающую звёзду на ночном небосклоне. Падающие звёзды-сварожичи и упавшие металлические клещи с небес, подаренные людям Сварогом, вполне правдоподобно могут объяснить происхождение данного мифа.

Поэтому небесный кузнец Сварог является главным покровителем кузнецов и всех, кто работает с металлом, а также пахарей, воинов и так далее, которые используют металлические изделия в своих целях.

По той же причине Сварог считается покровителем свадеб и молодожёнов. В простонародье существует такое выражение, как "сковать свадьбу", что относит нас всё к тем же поверьям о небесном кузнеце, который сковал Землю и который может сковать людские сердца и чувства.

Сварог - один из эпитетов (ипостасей) Рода?

Некоторые исследователи предполагают, что Сварог - это лишь один из эпитетов РодаБелбога?]. Род - верховный бог славян-язычников. Сварог же мог быть лишь одним из его имён или обращений, обозначающий такую сторону бога, как небесное существование (сварга - небо, сварог - небесный бог) или огненную ипостась (свар, вар - огонь, жар). В качестве отступления также стоит отметить, что эпитетом Рода некоторые считают и Стрибога, который раньше считался богом ветров, из-за его упоминания в "Слове о полку Игореве" как деда ветров. Однако среди современных язычников принято считать Сварога отдельным божеством, который является богом неба, создателем Земли, покровителем кузнечного дела, военного искусства, брака, ремёсел.

Огонь, Солнце, звёзды и другие Сварожичи

Огонь - сын Сварога. По традиции огонь называют Сварожичем, как и других детей Сварога, например Даждьбог Сварожич заведует или же сам является небесным Солнцем, самым ярким огненным светилом. На земле его дети представляются и в виде падающих звёзд, и в виде огня в кузнице, который помогает справляться с ковкой, и в виде домашнего очага, который издревле почитался как священный. К огню-сварожичу всегда было отношение как к настоящему божеству в доме, который может согреть всех домочадцев своей горячей любовью и приготовить пищу. В одном из антиязыческих поучений XV века говорится о том, что славяне чтут своих идолов «покладывають имъ требы и куры им режуть и огневи ся молють зовуще его сварожицемъ».

Есть также предположение, что сварожичами являются не только Даждьбог и сам огонь, но также такие боги, как Перун, Семаргл, Ярило.

Этимология теонима и происхождение культа Сварога

Имя "Сварог" напоминает слово Сварга (небесное царство, царство богов). Вероятно, эти два слова неразрывно связаны, свар – санскр. небо или точнее «ходящий по небу». В Повести Временных Лет есть подтверждения существования такого бога не только на Руси, но даже в Египте. Во всех писаниях, сказаниях, летописях сыном Сварога был Даждьбог (Бог Небо породил Бога Солнце). Например, в Ипатьевской летописи 1114 года: («... сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ». В Чехии и Словакии, вероятно, этого же бога называли Рарогом. Древнеиндийское слово svarga, вдруг оказавшееся в славянском языке и имени славянского бога, говорит о невероятной древности данного божества, который ведёт свою историю со времён индо-европейцев. Долгие исследования, споры и попытки объяснить появление этого слова в славянском языке как-то по-другому, так и не нашли успеха, и сегодня большинство исследователей, историков-славянистов считают, что Сварог относится к Богам, существовавшим в верованиях времён славяно-ариев или индо-европейцев. Так же существуют и другие мнения, например, М.Фасмер считает, что Сварог произошел от праславянского svara, то есть "спор", и переводит его как Бог Наказывающий. В. Й. Мансикка отождествляет Сварога и румынское слово sfarogŭ, švarogŭ - сухой, пылающий, которое в свою очередь румынами было заимствовано у славян skvara (огонь, пламя, дым, чад, жертвоприношение). Есть также предположения, что Сварог происходит от слова "сварливый"; от слова "сварить, сварганить" (сварганил, сварил Землю); имеет прямое отношение к древнерусскому "свар" или "вар" - жар, горение (небесный огонь), однако все эти версии, кроме славяно-арийской, большинством исследователей отвергаются, как маловероятные.

Пытаясь вызвать сомнения у славян-язычников, приверженцы позднейших религий проводят аналогии между богами и якобы реальными людьми-царями. Однако если разобраться в приводимых убеждениях, становится понятно, что это всего лишь истории, основанные на древнейших мифах, и приводимые за реальные события в истории. Согласно этим рассказам, в Египте правили Феост (вероятно другое прочтение бога Гефеста - греческий аналог Сварога), которого называли Сварогом и при котором с неба упали клещи, и его сын Даждьбог: «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержный образ жизни… Если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне», при Даждьбоге «настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». Таким образом, как бы реальными персонажами египетской истории становятся мифологические герои, которые в древних языческих верованиях были Богами, ведущими свою историю от общих корней славян и египтян. Сварог здесь играет всё ту же роль, что и в славянских верованиях - покровитель ремесла, кузнечного дела и брака.

Аналогии с неславянскими богами (Гефест-Вулкан)

Если проводить аналогии с богами Греции, то схожим богом здесь является Гефест - бог кузнечного ремесла и брака, а также Уран - олицетворение неба, супруг Земли. В древнеримском язычестве аналогом Сварога может быть Юпитер - бог неба, верховный бог римлян, а также Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла. Во время установления на Руси двоеверия, роль Сварога перенял на себя Кузьма-Демьян. Кузьма и Демьян христианские святые, врачеватели, чудотворцы, которые в народных представлениях слились в одного божественного персонажа, и перенявшие на себя многие черты Сварога. Произошло это, скорее всего, из-за сходства имени одного из святых - Кузьма, очень схожего со словом "кузнец". Если обратиться к двоеверию, сопоставить христианских божеств и их качества, заимствованные у языческих богов, то можно провести и такую аналогию, как: верховный христианский бог Иегова (Яхве), который соответствует Роду и Сварогу и его сын Иисус, который во времена двоеверия перенял на себя черты сына Сварога Даждьбога - бога дающего блага.

День Кузьмы и Демьяна - Сварожки

Праздник Сварога приходится на 14 ноября. Это день известен, как Сварожки. В эпоху двоеверия, Сварожки стали называться днём Кузьмы и Демьяна, о чьей связи с богом Сварогом говорилось выше.


Главная
Религия и эпос славян: Строение мира | Светила | Агро-календарьнародные приметы) | Обряды | Былины | Сказки и персонажи ( чудо-камни, чудо-вещи, чудо-травы, чудо-птицы, чудо-звери, чародеи, кудесники ) | Ресурсы | Литература
Группы божеств: боги войны | огонь | защитники душ | домовые | банники | овинники | водяные | берегини | русалки | бесы | напасти
Славянский пантеон: Белбог | Велес | Даждьбог | Коляда | Лель | Морозко | Перун | Род | Сварог | Святобор | Семаргл | Стрибог | Триглав | Хорс | Чернобог | Ярило | Ящер | Зевана | Карна | Лада | Леля | Макошь | Морана | Неделя | Жива | Жля
Родственное: Язычество балтовбалтский орнамент) | Мифы индоевропейских народов | Мифы праиндоевропейцев | Евразийские мифы

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012.
Дочерний веб-проект Сайта Игоря Гаршина.
Автор и владелец сайтов - Игорь Константинович Гаршин (см. Curriculum Vitae автора).
Пишите письма ( Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).
Страница обновлена 15.09.2022
[an error occurred while processing this directive]
Яндекс.Метрика